(Было на досрочном ЕГЭ 2023)

Прочитайте текст и выполните задания.
(1)И всё-таки у Природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, которые отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. (2)Таков, вне всякого сомнения, и Байкал. (3)Не зря его называют жемчужиной Сибири. (4)Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5)Байкал славен и свят другим: своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, неподвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

(6)Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли вдоль берега по старой Кругобайкальской дороге, одному из самых красивых и ярких мест южного Байкала. (7)Был август – лучшее, самое благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками. (8)Когда солнце до блеска высвечивает снова выпавший снег на дальних гольцах в Саянах, которые представляются глазу во много раз ближе, чем они есть в действительности. (9)Когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, спокойно, набираясь сил для осенних штормов. (10)Когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то
другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость...
(11)А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист, и далеко в воде поблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с озера.

(12)Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. (13)Я продолжал говорить. (14)Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камешек, до которого затем при замере оказалось больше четырёх метров. (15)Товарищ принял этот случай безучастно. (16)Несколько уязвленный, я сообщил, что в Байкале удаётся видеть и за сорок метров – и, кажется, прибавил, но он и этого не заметил, точно в Москве-реке, мимо которой он ездит в машине, такое возможно сплошь и рядом. (17)Только тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести – триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, – больше, чем удивлён, он уже не удивится.
(18)Он был полон, как говорится, с крышкой.

(19)Помню, его доконала в тот день нерпа. (20)Она редко подплывает близко к берегу, а тут, как по заказу, нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся подсвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. (21)Она, разумеется, тотчас ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго. (22)Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами – в нём всё крупно, всё широко, привольно и загадочно, а он, напротив, возвышает его. (23)Редкое чувство приподнятости и одухотворённости испытываешь на Байкале, словно в виду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий, и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета всего сущего. (24)Ты уже тем, кажется, отмечен и выделен, что стоишь на этом берегу, дышишь этим воздухом и пьёшь эту воду.

(25)Вернувшись однажды с обычной прогулки, Л.Н. Толстой записал: «Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? (26)Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра».

(По В.Г. Распутину*)

* Валентин Григорьевич Распутин (1937–2015) – русский советский писатель и публицист, общественный деятель; один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы».

Задание №1. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) в предложениях 1–4 представлено рассуждение.
2) в предложениях 7–10 содержится описание.
3) Предложение 15 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 14.
4) в предложениях 19–21 представлено повествование.
5) Предложения 23 и 24 противопоставлены по содержанию.

Ответ:

...

Номер: 91FAA4 1 (1DADDB)

Задание №2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) все природные объекты в равной степени обладают великой властью над человеком.
2) Рассказчик побывал со своим товарищем на Байкале ранней осенью.
3) самым благодатным временем на Байкале рассказчик считает август.
4) впервые автор оказался на Байкале в студенческие годы.
5) Байкал имеет особенность подавлять человека своим величием и размерами.

Ответ:

...

Номер: 43DE92 2 (1DADDB)

Задание №3. Впишите правильный ответ.
Из предложений 12–16 выпишите один фразеологизм.

Ответ:

...

Номер: F15C9D 3 (1DADDB)

Задание №4. Дайте развернутый ответ.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответ:

...

Номер: EB77EB 4 (1DADDB)

Задание №5. Впишите правильный ответ.
Среди предложений 1– 10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:

...

Номер: 4C6F35 5 (1DADDB)

Задание №6. Установите соответствие и впишите ответ.
«Описывая красоту и величие Байкала, В.Г. Распутин использует такой приём, как (А)__________ (в предложениях 8–10), и такой троп, как (Б)__________(в предложениях 1, 9). Синтаксическое средство – (В)__________(в предложениях 5, 24) и приём – (Г)__________ (в предложениях 25, 26) помогают автору передать представление о силе воздействия Байкала на человека, передать своё отношение к «жемчужине Сибири» и природе в целом».

список терминов:
1) фразеологизм
2) олицетворение
3) антонимы
4) ирония
5) ряды однородных членов предложения
6) восклицательное предложение
7) анафора
8) синонимы
9) цитирование

А Б В Г

Ответ:

7259

«Описывая красоту и величие Байкала, В.Г. Распутин использует такой приём, как (А) анафора (в предложениях 8-10), и такой троп, как (Б) олицетворение  (в предложениях 1, 9). Синтаксическое средство – (В) ряды однородных членов предложения (в предложениях 5, 24) и приём – (Г) цитирование  (в предложениях 25, 26) помогают автору передать представление о силе воздействия Байкала на человека, передать своё отношение к “жемчужине Сибири” и природе в целом».

Список терминов: 

1) фразеологизм – лексическое средство
2) олицетворение – троп
3) антонимы – лексическое средство
4) ирония – троп
5) ряды однородных членов предложения – синтаксическое средство
6) восклицательное предложение – синтаксическое средство
7) анафора – приём
8) синонимы – лексическое средство
9) цитирование – приём

Анализ:

А – приём; предложения 8-10 начинаются с одинакового слова («когда») => (7) анафора.

(8)Когда солнце до блеска высвечивает снова выпавший снег на дальних гольцах в Саянах, которые представляются глазу во много раз ближе, чем они есть в действительности. (9)Когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, спокойно, набираясь сил для осенних штормов. (10)Когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость…

Б – троп; в предложениях 1 и 9 существительное «Природа» (даже написано с заглавной буквы, будто имя творца) и существительное «Байкал», означающее озеро, – неодушевленные предметы. Однако происходит уподобление живому существу: действия, выраженные сказуемыми, характерны только для живых существ => (2) олицетворение.

(1)И всё-таки у Природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, которые отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью.
(9)Когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, спокойно, набираясь сил для осенних штормов.

В – синтаксическое средство; в предложениях 5 и 24 присутствуют перечисления членов предложения => (5) ряды однородных членов предложения. 

(5)Байкал славен и свят другим: своей чудесной животворной силойдухом не былогоне прошедшего, как многое ныне, а настоящегонеподвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.
(24)Ты уже тем, кажется, отмечен и выделен, что стоишь на этом берегу, дышишь этим воздухом и пьёшь эту воду. 

Г – приём; в предложения 25-26 содержится дословная выдержка из текста Л.Н. Толстого => (9) цитирование.

(25)Вернувшись однажды с обычной прогулки, Л.Н. Толстой записал: «Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? (26)Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра».

Номер: 5EF2DA 6 (1DADDB)