Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Волнующая это вещь – ощутить великую этику, давшую миру бессмертных героев, в поведении и образе мышления окружающих нас сегодня «обыкновенных» людей. (2)Но чтобы почувствовать это, нужны усилия мысли и сердца: в потоке дней, в повторяющихся мелочах иногда утрачивается ощущение социальной объёмности жизни, начинаешь воспринимать её не стереоскопически, а в совершенно искусственном, механическом делении на «будничное сегодня» и «легендарное позавчера». (3)В «будничном сегодня» живёт будто бы ничем не замечательный человек: сослуживец, попутчик, сосед по даче, а в «легендарном позавчера» жили Томас Мор, Кампанелла, декабристы, герои революции. (4)И та минута, когда в «обыкновенном» современнике узнаёшь черты легендарного героя, даёт урок мудрости.

(5)Для Радищева высшая радость, как известно, состояла в том, чтобы «соучастником быть во благоденствие себе подобных».

(6)И вот эти самые, казалось бы, музейно-величавые слова я услышал однажды от детского хирурга, доктора медицинских наук В.И. Францева, и относились они не к легендарной, отдалённой от нас столетиями личности, а к рабочему-лекальщику Сергею Степановичу Павлову. (7)Он создал уникальный хирургический инструмент, помогающий при операциях на сердце, – инструмент, который до этого хорошо делали только в Англии, где мы и покупали его.

(8)Размеры инструмента, его суть Павлов узнал от инженера, сына которого оперировали в одной из московских клиник. (9)Павлов работал над инструментом вечерами и по выходным дням в течение ряда лет. (10)Когда с ним заговорили о денежном вознаграждении, ибо ценность его работы измерялась не только исцелёнными жизнями, но и сэкономленным государству золотом, Павлов ответил: «Лучше покажите мне двух человек, которым помог мой инструмент».

(11)Именно эти его слова, напомнив «музейную» фразу Радищева, сообщали событию легендарное освещение, открывали ту объёмность видения, без которой событие это философски непонятно.

(12)Творческая ли личность Павлов? (13)Вопрос риторический!
(14)А вот человек, ничего удивительного, яркого не создавший, «самый-самый обыкновенный», – ну, обыкновеннее не бывает! – творческая ли он личность? (15)Ответить на это сложнее.

(16)Что такое творчество? (17)Самый распространённый ответ: творчество – это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир. (18)Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру.

(19)А между тем в этом ответе есть глубочайшее заблуждение. (20)Оно станет понятным, если вообразить трёхмиллиардное человечество разделённым на две неравные части: небольшую – избранных людей, одарённых Божьей искрой, обладающих большими, яркими талантами, которые действительно украшают мир, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями. (21)И рядом – его большая часть, состоящая из «обыкновенных», «рядовых» людей. (22)Им будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, которая сопряжена у нас с самим пониманием творчества.

(23)Однако слова «творческая личность» по существу тавтология. (24)Если личность – то непременно творческая! (25)Творчество возможно и в самой скромной, самой будничной форме. (26)Это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость. (27)Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, – она тоже творец. (28)И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт её особенно бережно, – и он творец.
(29)И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшее, что у него есть за душой, детям, что они это ощущают как бы растворённым в воздухе, – он творец, несомненно…

(30)Людей бездарных – без дара – не бывает. (31)Личностями, как и поэтами, не рождаются. (32)Ими делаются, как ораторами и солдатами. (33)А точнее, и рождаются, и делаются.

(По Е.М. Богату*)

* Евгений Михайлович Богат (1923– 1985) – советский журналист, писатель.

Задание №1. Впишите правильный ответ.
Из предложений 19–22 выпишите один фразеологизм.

Ответ:

...

Номер: 5FF50C 1 (E6A623)

Задание №2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.

1) Предложение 7 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 6.
2) в предложениях 16– 18 представлено рассуждение.
3) в предложениях 24, 25 представлено описание.
4) Предложение 30 содержит умозаключение, тезис.
5) Предложение 33 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 32.

Ответ:

...

Номер: CD3F0E 2 (E6A623)

Задание №3. Впишите правильный ответ.
Среди предложений 5– 9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:

...

Номер: 58F074 3 (E6A623)

Задание №4. Установите соответствие и впишите ответ.
«Чтобы дать наиболее полное определение понятию «творчество», Е.М. Богат использует приёмы: (А)__________ (в предложениях 16, 17) и (Б)__________ (в предложениях 31– 32), которые передают авторское отношение к творческой личности. Синтаксическое средство выразительности – (В)__________ («ну, обыкновеннее не бывает!» в предложении 14) и приём – (Г)__________ («творец» в предложениях 27– 29) придают авторским размышлениям эмоциональность».

список терминов:
1) вставная конструкция
2) эпитет
3) противопоставление
4) цитирование
5) вопросно-ответная форма изложения
6) ряды однородных членов предложения
7) риторическое обращение
8) фразеологизм
9) лексический повтор

А Б В Г

Ответ:

...

Номер: 36DC76 4 (E6A623)

Задание №5. Дайте развернутый ответ.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

КЭС: 5.1 Информативность текста. Виды информации. Информационно-смысловая переработка текста
5.2 Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста
5.3 Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного литературного русского языка

Ответ:

...

Номер: 3C9F2B 5 (E6A623)

Задание №6. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.

1) По мнению автора, к творчеству имеют отношение только избранные люди, одарённые Божьей искрой, обладающие большими, яркими талантами: писатели, композиторы, учёные.
2) существуют понятия «творческая личность» и «нетворческая личность», это врождённые особенности человека.
3) У каждого человека есть свой дар, талант, который может проявиться, если человек приложит усилия.
4) Творчество – это не только появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые необходимы людям, но и проявление заботы о людях, стремление доставить им радость в обычных житейских ситуациях.
5) Творчество возможно даже в самой скромной, будничной форме.

Ответ:

...

Номер: C81BE6 6 (E6A623)