Прочитайте текст и выполните задания.
– (1)Кто ты?

– (2)Человек.

– (3)Какой человек? (4)Чем отличаешься от других?

– (5)Я таких-то родителей сын, дочь, я старый, я молодой, я богатый, я бедный.

(6)Каждый из нас особенный от всех других людей человек: мужчина, женщина, старик, мальчик, девочка; и в каждом из нас, особенном человеке, живёт во всех одно и то же во всех духовное существо, так что каждый из нас вместе и Иван, и Наталья, и одно и то же во всех духовное существо.
(7)И когда мы говорим: я хочу, то иногда это значит то, что хочет этого Иван или Наталья, – иногда же то, что хочет этого то духовное существо, которое во всех одно. (8)Так что бывает так, что Иван или Наталья хочет чего-нибудь одного, а духовное существо, которое живёт в них, не хочет этого, а хочет совсем другого.

(9)Кто-то подходит к двери. (10)Я спрашиваю: «Кто там?» (11)Отвечают: «Я». – (12)«Кто я?» – (13)«Да я», – отвечает тот, кто пришёл. (14)А пришёл крестьянский мальчик. (15)Он удивляется тому, что можно спрашивать о том, кто это я. (16)Он удивляется потому, что чувствует в себе то единое духовное существо, которое одно во всех, и потому удивляется тому, что можно спрашивать о том, что должно быть известно всякому.

(17)Говорить, что то, что мы называем собою, есть только тело, что и мой разум, и моя душа, и моя любовь – всё только от тела, – говорить так всё равно, что говорить, что то, что мы называем нашим телом, есть только та пища, которой питается тело. (18)Правда, что тело моё – это только переделанная телом пища и что без пищи не было бы тела, но тело моё не пища. (19)Пища – это то, что нужно для жизни тела, но не тело.

(20)То же и про душу. (21)Правда, что без моего тела не было бы того, что я называю душой, но всё-таки душа моя не тело. (22)Тело только нужно для души, но тело не душа. (23)Не было бы души, я бы и не знал, что такое моё тело.

(24)Начало жизни не в теле, а в душе.

(25)В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. (26)Один – слепой человек – ест, пьёт, работает, отдыхает, плодится и делает всё это, как заведённые часы. (27)Другой – зрячий, духовный человек – сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек.

(28)Зрячую, духовную часть человека называют совестью. (29)Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. (30)Стрелка компаса двигается с места только тогда, когда тот, кто несёт её, сходит с того пути, который она показывает. (31)То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. (32)Но стоит человеку сойти с настоящего пути, и совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился.

(33)Когда мы слышим про то, что человек сделал что-нибудь дурное, мы говорим: совести у него нет.

(34)Что же такое совесть?

(35)Совесть – это голос того единого духовного существа, которое живёт во всех.

(36)Совесть – это сознание того духовного существа, которое живёт во всех людях. (37)И только тогда, когда она такое сознание, она верный руководитель жизни людей. (38)А то часто люди считают за совесть не сознание этого духовного существа, а то, что считается хорошим или дурным теми людьми, с которыми они живут.

(39)Голос страстей может быть громче голоса совести, но голос страстей совсем другой, чем тот спокойный и упорный голос, которым говорит совесть. (40)И как ни громко кричат страсти, они всё-таки робеют перед тихим, спокойным и упорным голосом совести. (41)Голосом этим говорит то вечное, что живёт в человеке.

(42)Философ И. Кант говорил, что две вещи больше всего удивляют его. (43)Одно – это звёзды на небе, а другое – это закон добра в душе человека.

(44)Истинное доброе в тебе самом, в твоей душе!

(По Л.Н. Толстому*)

* Лев Николаевич Толстой (1828– 1910) – всемирно известный русский писатель, мыслитель и просветитель.

Задание №1. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) в предложениях 6– 8 представлено повествование.
2) Предложение 16 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 15.
3) в предложениях 17– 19 представлено описание.
4) Предложения 26, 27 поясняют, раскрывают содержание предложения 25.
5) Предложения 35, 36 содержат ответы на вопрос, заданный в предложении 34.

Ответ:

...

Номер: BC074B 1 (1F5E55)

Задание №2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) По мнению автора, начало жизни не в душе, а в теле.
2) Философа И. Канта удивляли две вещи: звёздное небо над головой и нравственный закон в душе человека.
3) с точки зрения автора, о человеке обычно говорят, что у него нет совести, тогда, когда он ещё не совершил дурной поступок.
4) совесть, как полагает автор, это зрячая, духовная часть человека.
5) Автор считает, что совесть напрямую зависит от того, какого мнения
о поступке придерживаются люди, с которыми живёт человек.

Ответ:

...

Номер: 198BF9 2 (1F5E55)

Задание №3. Впишите правильный ответ.
Из предложений 9–16 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ:

...

Номер: 666403 3 (1F5E55)

Задание №4. Дайте развернутый ответ.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

КЭС: 5.1 Информативность текста. Виды информации. Информационно-смысловая переработка текста
5.2 Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста
5.3 Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного литературного русского языка

Ответ:

...

Номер: A11420 4 (1F5E55)

Задание №5. Впишите правильный ответ.
Среди предложений 39– 44 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:

...

Номер: 70A2AE 5 (1F5E55)

Задание №6. Установите соответствие и впишите ответ.
«Речевая манера Л.Н. Толстого отличается остротой и публицистичностью. Автором часто используются приёмы – (А)__________ (предложения 1– 5, 9– 13) и (Б)__________ (предложения 35– 36). При этом образность речи придают тропы – (В)__________ («говорит совесть» в предложении 39, «кричат страсти» в предложении 40) и (Г)__________ («как заведённые часы» в предложении 26, «как стрелка компаса» в предложении 29)».

список терминов:
1) вопросно-ответная форма изложения
2) риторические вопросы
3) противопоставление
4) синонимы
5) сравнение
6) сложные предложения с разными видами связи
7) литота
8) олицетворение
9) синтаксический параллелизм

А Б В Г

Ответ:

...

Номер: 5A1399 6 (1F5E55)