Прочитайте текст и выполните задания.
«(1)Зачем я от времени зависеть буду? (2)Пускай же лучше оно зависит от меня». (3)Мне часто вспоминаются эти гордые слова Базарова. (4)Вот были люди! (5)Как они верили в себя! (6)А я, кажется, настоящим образом в одно только и верю – это именно в неодолимую силу времени. «(7)Зачем я от времени зависеть буду?» (8)Зачем? (9)Оно не отвечает; оно незаметно захватывает тебя и ведёт, куда хочет; хорошо, если твой путь лежит туда же, а если нет? (10)Сознавай тогда, что ты идёшь не по своей воле, протестуй всем своим существом, – оно всё-таки делает по-своему. (11)Я в таком положении и находился. (12)Время тяжёлое, глухое и сумрачное со всех сторон охватывало меня, и я со страхом видел, что оно посягает на самое для меня дорогое, посягает на моё миросозерцание, на всю мою душевную жизнь… (13)Гартман говорит, что «убеждения наши – плод бессознательного, а умом мы к ним лишь подыскиваем более или менее подходящие основания»; я чувствовал, что там где-то, в этом неуловимом бессознательном, шла тайная, предательская, неведомая мне работа и что в один прекрасный день я вдруг окажусь во власти этого бессознательного. (14)Мысль эта наполняла меня ужасом: я слишком ясно видел, что правда, жизнь – всё в моём миросозерцании, что, если я его потеряю, я потеряю всё.

(15)То, что происходило кругом, лишь укрепляло меня в убеждении, что страх мой ненапрасен, что сила времени – сила страшная и не по плечу человеку. (16)Каким чудом могло случиться, что в такой короткий срок всё так изменилось? (17)Самые светлые имена вдруг потускнели, на смену старому поколению явилось новое, и не верилось: неужели эти – всего только младшие братья вчерашних?

(18)В литературе медленно, но непрерывно шло общее заворачивание фронта, и шло вовсе не во имя каких-либо новых начал, – о нет! (19)Дело было очень ясно: это было лишь ренегатство[1] – ренегатство общее, массовое и, что всего ужаснее, бессознательное. (20)Литература тщательно оплёвывала в прошлом всё светлое и сильное, но оплёвывала наивно, сама того не замечая, воображая, что поддерживает какие-то «заветы»; прежнее чистое знамя в её руках давно уже обратилось в грязную тряпку, а она с гордостью несла эту опозоренную ею святыню и звала к ней читателя; с мёртвым сердцем, без огня и без веры, говорила она что-то, чему никто не верил…

(21)Я с пристальным вниманием следил за всеми этими переменами; обидно становилось за человека, так покорно и бессознательно идущего туда, куда его гонит время. (22)Но при этом я не мог не видеть и всей чудовищной уродливости моего собственного положения: отчаянно стараясь стать выше времени (как будто это возможно!), недоверчиво встречая всякое новое веяние, я обрекал себя на мёртвую неподвижность; мне грозила опасность обратиться в совершенно «обессмысленную щепку» когда-то «победоносного корабля». (23)Я путался всё больше в этом безвыходном противоречии, заглушая в душе горькое презрение к себе.

(24)Я не бичую себя, потому что тогда непременно начнёшь лгать и преувеличивать; но в этом-то нужно сознаться, – что такое настроение мало способствует уважению к себе. (25)Заглянешь в душу, – так там холодно и темно, так гадко-жалок этот бессильный страх перед окружающим!
(26)И кажется тебе, что никто никогда не переживал ничего подобного, что ты какой-то странный урод, выброшенный на свет теперешним странным, неопределённым временем… (27)Тяжело жить так. (28)Меня спасала только работа; а работы мне, как земскому врачу, было много, особенно в последний год, – работы тяжёлой и ответственной. (29)Этого мне и нужно было; всем существом отдаться делу, совершенно забывая свои страхи, – вот была моя цель, смысл жизни.

(По В.В. Вересаеву*)

* Викентий Викентьевич Вересаев (1867– 1945) – русский и советский писатель, переводчик, литературовед.

[1] Ренегатство – отступничество.

Задание №1. Дайте развернутый ответ.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

КЭС: 5.1 Информативность текста. Виды информации. Информационно-смысловая переработка текста
5.2 Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста
5.3 Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного литературного русского языка

Ответ:

...

Номер: D4C978 1 (F960CC)

Задание №2. Впишите правильный ответ.
Среди предложений 24– 29 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения, форм слова и синонимов. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:

...

Номер: 644EB8 2 (F960CC)

Задание №3. Установите соответствие и впишите ответ.
«Автор текста стремится выразить своё представление о жизни и человеке, вовлекая читателя в диалог. В этом писателю помогают приёмы – (А)__________ (в предложениях 7– 10) и (Б)__________ (предложения 1– 2, 13). Тропы: (В)__________ («время тяжёлое, глухое и сумрачное» в предложении 12; «чудовищной уродливости» в предложении 22, «бессильный страх» в предложении 25) и (Г)__________ («самые светлые имена вдруг потускнели» в предложении 17, «в литературе... шло общее заворачивание фронта» в предложении 18) – передают напряжённость мыслей автора, его неравнодушие к тому, что он описывает».

список терминов:
1) сравнение
2) вопросно-ответная форма изложения
3) эпифора
4) цитирование
5) метафора
6) вводные слова
7) парцелляция
8) эпитет
9) синонимы

А Б В Г

Ответ:

...

Номер: 3AB01C 3 (F960CC)

Задание №4. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.

1) Люди не зависят от времени; они сами определяют то время, эпоху, в которые живут.
2) Чтобы преодолеть страх перед течением времени, изменениями, которое оно несёт, надо увлечённо работать.
3) сила времени неодолима, эта сила страшная, неподвластная человеку.
4) иногда у людей возникает страх перед изменениями, которые происходят в окружающей жизни, желание отстраниться от новых веяний, что рождает ощущение ненужности.
5) Литература во все времена поддерживала традиции, определяла нравственные идеалы.

Ответ:

...

Номер: 340F5B 4 (F960CC)

Задание №5. Впишите правильный ответ.
Из предложений 15– 17 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ:

...

Номер: B180CD 5 (F960CC)

Задание №6. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.

1) в предложениях 1, 2 содержится рассуждение.
2) Предложение 12 поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в предложении 11.
3) в предложении 13 представлено повествование.
4) Предложения 17 и 16 противопоставлены по содержанию.
5) в предложении 25 содержится оценочное суждение.

Ответ:

...

Номер: 423D3F 6 (F960CC)