Досрочный ЕГЭ 2023

Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Нам лишь кажется, что, когда с нами что-то случается, это уникальное явление, единственное в своём роде. (2)На самом деле нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе: любовь, верность, ревность, измена, трусость, поиски смысла жизни… (3)Всё это уже когда-то кем-то было пережито, передумано; найдены причины, ответы и советы и запечатлены на страницах художественной литературы. (4)Дело за малым: бери и читай! (5)И всё найдёшь в книге. (6)Неслучайно Ф.М. Достоевский призывал: «Читайте! (7)А остальное сделает жизнь».

(8)Литература, открывая мир с помощью слова, творит чудо: удваивает, утраивает наш внутренний опыт, беспредельно расширяет взгляд на жизнь, на человека, делает тоньше наше восприятие. (9)В детские годы мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска, интриги. (10)Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того, чтобы с её помощью углубиться в себя. (11)Это час взросления: мы ищем в книге собеседника, который просветляет, облагораживает, учит.
(12)Л.Н. Толстой судил о достоинствах книги по тому, «сколько раз её можно перечитывать».

(13)Есть громкие книги, знаменитые, прославленные, внесённые в почётный список русской литературы. (14)Их читать интересно, но, когда прочтёшь, перечитывать не всегда хочется. (15)А есть тихие книги. (16)В них всё спокойно, неторопливо и, кажется, ничего особенного не происходит. (17)Но в них чувствуешь себя так уютно, как в хорошем, добром, гостеприимном доме, из которого не хочется уходить, в котором хочется остаться жить навсегда. (18)Все герои становятся для тебя живыми, родными. (19)И когда закрываешь последнюю страницу, тут же опять открываешь первую, чтобы не расставаться с ними. (20)Такие книги хочется иметь дома, при себе, всегда, каждый день, чтобы в минуту отчаяния, растерянности, грусти открыть их на любой странице и вновь почувствовать себя уютно, спокойно, уверенно.

(21)Все русские писатели были заядлыми книголюбами, имели прекрасные библиотеки и не расставались с книгами всю жизнь. (22)Если взять в руки том под названием «Мысли и изречения», то едва ли не самым объёмным будет раздел о книгах и чтении. (23)И это неудивительно: с тех пор как появилась книга, ей посвящены самые вдохновенные слова тех, чьи высказывания стоит запомнить: «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать», – учил Д. Дидро; «Книга – это духовное завещание одного поколения другому», – такую оценку книге дал А.И. Герцен; «Книги – это переплетённые мысли», – считал А.С. Макаренко.

(24)Во все времена высоко ценили книгу, но, увы, не в наше. (25)Книг всё больше, а читающих всё меньше. (26)Книгу превратили в предмет интерьера. (27)Она стала мерилом престижности и даже интеллигентности семьи. (28)И стоят книги под замками в шкафах, точно замурованные узники. (29)Сколько умных мыслей, пережитых чувств пылятся на полках общественных и личных библиотек ни разу не открытыми, не прочитанными, не востребованными, не дошедшими до своего адресата!

(30)Вот мы взяли в руки книгу. (31)Что происходит в нашей душе? (32)Ведь с каждой прочитанной книгой, распахивающей перед нами кладовые мыслей и чувств, мы становимся другими. (33)Через литературу человек становится Человеком. (34)Неслучайно книгу называют учителем и учебником жизни.

(По Л.Г. Гинзбург и Е.Б. Кононовой*)

* Лилия Геннадьевна Гинзбург, Евгения Борисовна Кононова – современные учёные-филологи, авторы книг по литературоведению.

Задание №1. Впишите правильный ответ.
Из предложений 13–16 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ:

...

Номер: FA4ECF 1 (760B8E)

Задание №2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) в предложениях 1, 2 содержится рассуждение.
2) Предложение 11 объясняет, раскрывает содержание предложения 10.
3) в предложениях 15–17 представлено повествование.
4) в предложениях 22, 23 представлено описание.
5) в предложениях 30–34 представлено повествование.

КЭС: 5.3 Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного литературного русского языка

Ответ:

...

Номер: 25FBC4 2 (760B8E)

Задание №3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Книги дают ответы на все вопросы, с которыми мы сталкиваемся в жизни, все важные проблемы отражены в мировой литературе.
2) Час взросления наступает у человека тогда, когда он открывает книгу для того, чтобы лучше разобраться в себе, когда он ищет в книге мудрого собеседника.
3) Громкие, известные книги читать интересно; тихие книги навевают грусть и скуку, приводят в отчаяние.
4) Многие русские писатели, имея прекрасные библиотеки, превратили книгу в предмет интерьера.
5) в наши дни количество книг увеличивается, а число читающих сокращается.

Ответ:

...

Номер: 0585E4 3 (760B8E)

Задание №4. Дайте развернутый ответ.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответ:

...

Номер: 27EEE2 4 (760B8E)

Задание №5. Впишите правильный ответ.
Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи определительного и указательного местоимений, формы слова и контекстных синонимов. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:

...

Номер: 694236 5 (760B8E)

Задание №6. Установите соответствие и впишите ответ.
«В размышлениях Л.Г. Гинзбург и Е.Б. Кононовой о чтении, книгах и их читателях чувствуется взволнованный тон. Эмоциональность повествования достигается с помощью такого тропа, как (А)__________
(в предложении 8). Авторы подтверждают своё мнение с помощью такого приёма, как (Б)__________ (в предложениях 6–7, 12, 23). Неравнодушие авторов к сложившейся в современном обществе ситуации передают троп – (В)__________ (в предложении 28) и синтаксическое средство – (Г)__________
(предложение 29)».

список терминов:
1) риторическое обращение
2) сравнение
3) вопросительное предложение
4) восклицательное предложение
5) фразеологизм
6) антонимы
7) цитирование
8) разговорная лексика
9) развёрнутая метафора

А Б В Г

Ответ:

9724

«В размышлениях Л.Г. Гинзбург и Е.Б. Кононовой о чтении, книгах и их читателях чувствуется взволнованный тон. Эмоциональность повествования достигается с помощью такого тропа, как (А) развёрнутая метафора (в предложении 8). Авторы подтверждают своё мнение с помощью такого приёма, как (Б) цитирование  (в предложениях 6-7, 12, 23). Неравнодушие авторов к сложившейся в современном обществе ситуации передают троп – (В) сравнение  (в предложении 28) и синтаксическое средство – (Г) восклицательное предложение  (предложение 29)»

Список терминов:

1) риторическое обращение – синтаксическое средство
2) сравнение – троп
3) вопросительное предложение – синтаксическое средство
4) восклицательное предложение – синтаксическое средство
5) фразеологизм– лексическое средство
5) антонимы– лексическое средство
7) цитирование – приём
8) разговорная лексика– лексическое средство
9) развёрнутая метафора – троп

Анализ:

А – троп; в предложении 8 встречается скрытое сравнение (книги помогают людям становиться лучше духовно) => (9) развёрнутая метафора.

(8)Литература, открывая мир с помощью слова, творит чудо: удваивает, утраивает наш внутренний опыт, беспредельно расширяет взгляд на жизнь, на человека, делает тоньше наше восприятие.

Б – в предложениях 6-7, 12, 23 содержатся дословные выдержки из фраз известных писателей => (7) цитирование.

(6)Неслучайно Ф.М. Достоевский призывал: «Читайте! (7)А остальное сделает жизнь».
(12)Л.Н. Толстой судил о достоинствах книги по тому, «сколько раз её можно перечитывать».
(23)И это неудивительно: с тех пор как появилась книга, ей посвящены самые вдохновенные слова тех, чьи высказывания стоит запомнить: «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать», – учил Д. Дидро; «Книга – это духовное завещание одного поколения другому», – такую оценку книге дал А.И. Герцен; «Книги – это переплетённые мысли», – считал А.С. Макаренко.

В – в предложении 28 книги под замками сравниваются с узниками; для этого использован сравнительный союз «точно» => (2) сравнение.

(28)И стоят книги под замками в шкафах, точно замурованные узники

Г – в конце предложения 29 стоит восклицательный знак => (4) восклицательное предложение.

(29)Сколько умных мыслей, пережитых чувств пылятся на полках общественных и личных библиотек ни разу не открытыми, не прочитанными, не востребованными, не дошедшими до своего адресата!

Номер: 6324F6 6 (760B8E)