Ответы к странице 115

Упражнение № 218 Прочитайте. Как узнать, какой буквой надо обозначить выделенный звук в каждом слове?

Ре[с]кий голо[с], ре[т]кий ле[с], сколь[с]кий лё[т], у[с]кий прохо[т], ги[п]кий пру[т], ло[ф]кий челове[к], мя[х]кий хле[п], лё[х]кий гру[с], сла[т]кий пиро[к], бли[с]кий дру[к].

• Спишите словосочетания, обозначая в каждом слове парный согласный звук буквой.

Резкий (резок) голос (голоса),
редкий (редок) лес (леса),
скользкий (скользит) лёд (ледяной),
узкий (узок) проход (проходы),
гибкий (гибок) прут (прутик),
ловкий (ловок) человек (человеком),
мягкий (мягок) хлеб (хлеба),
лёгкий (лёгок) груз (грузовой),
сладкий (сладок) пирог (пироги),
близкий (близок) друг (друга). 

Упражнение № 219 Прочитайте. Придумайте заголовок к стихотворению.

Приветливые2 птичьи г..л..са.
В лучах зари берё..ки-б..лосне..ки.
И с папоротника крупная р..са
Спускается в тарелку сырое..ки.

В. Агапов

• Запишите заголовок. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

             Утро
Приветливые птичьи голоса.
В лучах зари берёзки-белоснежки.
И с папоротника крупная роса
Спускается в тарелку сыроежки.

• В чём сходство и различие в подборе проверочных слов для обозначения буквой безударного гласного звука и парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слов?

 При подборе проверочных слов в обоих случаях надо изменить слово или подобрать однокоренное, при этом безударный гласный должен встать под ударение, а для обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного в корне слов надо, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л], [м], [н], [р], [в].

Разбор слова приветливые по составу:

приветливые

Упражнение № 220 Прочитайте.

1. Золушка, в, и, большую, огород, побежала, выбрала, тыкву. (Ш. Перро) 2. Лебедь, в, Рак, Щука, облака, пятится, воду, в, рвётся, назад, а, тянет. (И. Крылов) 3. Нина, украдкой, прошла, рощу, в. 4. Чук, тёплую, позабыл, на, опушке, варежку, леса. (А. Гайдар)

• Составьте из слов предложения. Можете ли вы назвать произведения, из которых они взяты?
• Запишите предложения. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

1. Золушка побежала в огород и выбрала большую тыкву. (Ш. Перро "Золушка")
2. Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. (И. Крылов "Лебедь, Рак и Щука")
3. Нина украдкой прошла в рощу. (А.Гайдар "Совесть")
4. Чук позабыл тёплую варежку на опушке леса. (А. Гайдар "Чук и Гек").

• Найдите сложное предложение. Объясните употребление в нём знаков препинания.

 Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. (Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой).