Ответы к странице 136
Упражнение № 268 Прочитайте приставки и слова. Выберите приставки, с помощью которых можно образовать от данных слов другие слова.
(под-, с-) ехал — подъехал, ... .
(об-, из-) ел — ...
(от-, в-) ездил — ...
• Запишите слова, которые вы образовали. Выделите приставки. Подчеркните разделительный твёрдый знак.
Ехал - подъехал, съехал, объехал, отъехал, въехал.
Ел - подъел, съел, объел, изъел, отъел.
Ездил - съездил, объездил, изъездил.
Непосредственно твердый знак в современном русском языке обычно включают в приставку. Но в начальной школе дети учат, что ъ стоит в слове после приставки, и его не включают ни в какую часть слова. Поэтому в третьем классе верным должен считаться любой из перечисленных вариантов выделения.
• В чём различие в значении однокоренных слов ехал и ездил? Обратите внимание на чередующиеся согласные в корне однокоренных слов: ехал, объехал, объезжал, объезд.
Мы используем глаголы "ехал" и "ездил", когда говорим о движении с использованием различных видов транспорта. Разница между ними в том, что глагол «ехать» мы используем, когда мы говорим о движении в одну сторону и один раз. Глагол «ездить» используется, когда речь идет о частом движении на транспорте, о движении в разные стороны.
Упражнение № 269 Прочитайте слова. Произнесите их.
• Что общего в произношении слов с разделительными твёрдым и мягким знаками?
Разделительные твёрдый и мягкий знаки указывают, что следующая за ними буква (е, ё, ю, я) обозначает два звука: звук [й'] и последующий гласный звук.
• Проведите опыт: представьте, что в данных словах нет ни твёрдого, ни мягкого разделительных знаков. Как надо было бы произнести эти слова? Получились ли те слова, что здесь написаны?
Слова исказились, стал непонятен смысл слова.