Урок 16 Как устроен наш язык
              Повторяем признаки имени прилагательного

Упражнение 1. Почему в выделенных сочетаниях слов прилагательные лишние?
резиновые сапоги, дождливая осень, маленький малыш, летний ветер, яркая звезда, холодный лёд, горячий кипяток

Потому что в самом существительном уже заложен тот признак, который выражает прилагательное.

Что называют имена прилагательные?

Признак предмета.

Почему в оставшихся сочетаниях слов признак, который назван прилагательным, не является лишним?

Потому что он дополняет информацию о предмете.

Какие из перечисленных признаков характеризуют имя прилагательное как часть речи?

качественные, одушевлённые, неодушевлённые, относительные, личные, притяжательные, собственные, нарицательные, род, число, падеж, полная и краткая форма

Если имя существительное женского рода стоит в родительном падеже единственного числа, то что можно сказать о роде, числе и падеже связанного с ним имени прилагательного?

К постоянным или непостоянным признакам следует отнести род имён прилагательных?

К непостоянным, потому что он зависит от имени существительного, от которого зависит это прилагательное.

Закончи предложения, выбирая нужное из скобок:
а) имена существительные изменяются по (родам, числам, падежам);
б) имена прилагательные изменяются по (родам, числам, падежам).

Упражнение 2. Прочитай, обрати внимание на окончания прилагательных. Можно ли только по окончанию определить их род, число, падеж?

золотой ключик, золотой медалью, (нет) сильного ветра, (нет) сильного чувства, (вижу) сильного богатыря

Нельзя. Нужно сначала определить падеж существительного, от которого зависит прилагательное.

Какая форма прилагательного называется начальной? Выбери правильный ответ: 1) именительный падеж, единственное число; 2) именительный падеж, единственное число, мужской род; 3) именительный падеж.

Упражнение 3. Спиши текст. Употреби имена прилагательные в нужной форме. Обозначь их окончания, определи род, число и падеж. Определи, каким членом предложения является каждое прилагательное в тексте.

          Пробегая по (влажный, лесной) темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, что лес закрывает от него и (ясный) небо, и (далёкий) окрестность, не пропуская к нему ни (ясный) лучи солнца, ни (шаловливый) ветерок.
            Ручеёк не знал, что сначала надо на-браться силы под (лесной) тенью и тогда можно выбежать на (открытый) равнину, но уже не (слабый) ручейком, а (могучий) рекой.
                                                                                   (По К. Ушинскому)

          Пробегая по влажной лесной (ж.р., ед.ч., Д.п.) темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, что лес закрывает от него и ясное (ср.р., ед.ч., В.п.) небо, и далёкую (ж.р., ед.ч., В.п.) окрестность, не пропуская к нему ни ясные (мн.ч., В.п.) лучи солнца, ни шаловливый (м.р., ед.ч., В.п.) ветерок.
            Ручеёк не знал, что сначала надо набраться силы под лесной (ж.р., ед.ч., Т.п.) тенью и тогда можно выбежать на открытую (ж.р., ед.ч., В.п.) равнину, но уже не слабым (м.р., ед.ч., Т.п.) ручейком, а могучей (ж.р., ед.ч., Т.п.) рекой.