Урок 56 Правописание
              Правописание безударных окончаний глаголов

Упражнение 1. Запиши в тетрадь только те словосочетания, в оба слова которых нужно вставить букву и.

рису…шь в альбом…, слыш…шь св…сток, черт…шь по л…нейке, чита…шь книгу, дума…шь о собак…, бега…шь по ул…це, держ…шь в памят…, чист…шь л…мон, пиш…шь п…сьмо, ход…м в б…блиотеку, го-тов…шь уж…нПроверь себя: надо выписать шесть слово-сочетаний.

         Слышишь свисток, чертишь по линейке, держишь в памяти, чистишь лимон, ходим в библиотеку, готовишь ужин.

Упражнение 2. Спиши. Вставь пропущенные безударные гласные в окончаниях глаголов. В скобках цифрой укажи, к какому спряжению относится глагол. Обозначь окончания глаголов.

                           Почему Луна светит ночью?
     Зерк…ло тоже мож…т ( ) считать, что оно свет…т ( ), когда в нём отража…тся ( ) свет ламп…чки. Но погаси ламп…чку, и зер-кало сразу погасн…т ( ), оно (не)мож…т ( ) св…тить без лампочки. Точно так же Луна (не)мож…т ( ) светить без Со[нц]а.Мы с тобой ж…вём на З…мле, и для нас З…мля такая б…льшая, что мож…т пол-ностью з…крыть Со[нц]е, когда оно наход…тся ( ) с другой ст…роны. А Луна живёт не на Земле. Она только враща…тся ( ) в…круг Земли, поэтому Земля оч…нь ре…ко закры-ва…т ( ) от неё Со[нц]е. Вот Луна и отра-жа…т ( ) солнечный свет, выдавая его за свой, — на той стор…не З…мли, на которой Со[нц]а не видно. (По Ф. Кривину)

                     Почему луна светит ночью?
        Зеркало тоже может (1) считать, что оно светит (2), когда в нем отражается (1) свет лампочки. Но погаси лампочку, и зеркало сразу погаснет (1), оно не может (1) светить без лампочки. Точно так же Луна не может (1) светить без Солнца.
     Мы с тобой живем на Земле, и для нас Земля такая большая, что может полностью закрыть Солнце, когда оно находится (2) с другой стороны. А Луна живет не на Земле. Она только вращается (1) вокруг Земли, поэтому Земля очень редко закрывает (1) от нее Солнце. Вот Луна и отражает (1) солнечный свет, выдавая его за свой, - на той стороне Земли, на которой Солнца не видно. 

Упражнение 3. Выпиши только глаголы 2-го спряжения. Вставь пропущенные буквы.

кле…шь, верт…т, выключа…т, дума…м, выступа…те, лов…шь, вхóд…те, друж…м, полюб…т, вылеч…м, воз…т, вар…т, леч…те, замеча…те, стро…шь, спор…т, став…шь, соглаша…шься, прос…те, уход…т, покорм…шь, забот…шься, успоко…м, служ…шь, шут…те, поздравля…м, приглаша…те, спрашива…те, потрат…шь

        Клеишь, вертит, ловишь, входите, дружим, полюбит, вылечим, возит, варит, лечите, строишь, спорит, ставишь, просите, уходит, покормишь, заботишься, успокоим, служишь, шутите, потратишь.

Сравни окончания форм глаголов в парах.

видишь — увидишь держишь — поддержишь
обидишь — обидишься терпишь — притерпишься

Какой вывод ты сделаешь? Запиши формы 3-го лица единственного числа этих глаголов.

видит — увидит 
держит — поддержит 
обидит — обидится
терпит — притерпится

Упражнение 4. Проверь работу Толи. Не допустил ли он ошибок? Спиши без ошибок.

Я пошол через поляну — укрыца в тени под старыми берёзами — и неожиданно на самом крою, среди кустов, увидел что-то тёмное, похожее на вход в пещеру.

Проверь себя: Толя допустил три ошибки.

        Я пошёл через поляну – укрыться в тени под старыми берёзами – и неожиданно на самом краю, среди кустов, увидел что – то тёмное, похожее на вход в пещеру.

Упражнение 5. Запомни правописание слов и приготовься к словарному диктанту.

Оборона, огонь, памятник, пейзаж, портрет, похожий, путешествие, ситуация.