Урок 34 Как устроен наш язык
             Глагол как часть речи

Имена существительные различаются по родам, изменяются по числам и падежам: книга — книгой — книгами; карандаш — карандашу — (о) карандаше; облако — облаку — облаками. Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам: интересный, интересная, интересное, интересные, интересных.

Могут ли глаголы изменяться по родам, числам и падежам? Сравни: летел, летела, летело, летели; летит, летят.

Упражнение 1. Прочитай текст. Выпиши выделенные глаголы. Обозначь часть слова, в которой выражается значение рода и числа.

      Однажды ранним утром жители немецкого города Дрездена проснулись от страшного шума. По улице двигалась странная процессия. Впереди на коне ехал трубач и трубил что было сил. За ним шла восьмёрка лошадей, тащивших огромную телегу. А на ней лежало что-то большое, золотисто-коричневое, источавшее приятный аромат. Да это же булка! Горячая свежая булка! Но для кого выпекли такую громадину? Для самого короля!
     Чтобы приготовить диковинный хлеб, построили печь величиной с дом. А чтобы замесить тесто в огромном корыте, восемнадцать поваров несколько часов бегали по нему. И получилась «булочка» длиной девять метров, а шириной — четыре. Размером с автобус.
                                                       (По Р. Царёву)

Мы определили, что летела — это форма единственного числа, женского рода; летел — форма единственного числа, мужского рода. Какое значение выражают формы летит, летел, будет лететь; рисую, рисовал, буду рисовать? Глагол — это часть речи, которая называет действие (бежать, пилить) или состояние (знать, любить). Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? Значение действия или состояния выражается глаголом с помощью грамматических признаков: вида (делать, сделать); времени (делал, делаю, буду делать); наклонения (делаю, делал бы, делай); лица (делаю, делаешь, делает); числа (делаю, делаем; делал, делали); рода (делал, дела-ла, делало).

    Ехал☐, трубил☐, шла, лежало, выпекли, построили, бегали.

Упражнение 2. Запиши глаголы в два столбика. В первый — глаголы, которые отвечают на вопрос что делать? Во второй — глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?

думать, верить, петь, убрать, подумать, лететь, убирать, вылететь, поверить, запеть

Проверь себя: в столбиках одинаковое количество слов.

Что делать?    Что сделать?
думать               убрать
верить              подумать
петь                   вылететь
лететь               поверить
убирать              запеть

Прочитай предложения.

Коля делал домашнее задание. Коля сделал домашнее задание.

В первом предложении глагол отвечает на вопрос что делал? Во втором предложении — на вопрос что сделал? Верно ли утверждение: в первом предложении глагол не указывает на завершение действия, а во втором предложении указывает? На вопросы что делать? что делал? что делает? что будет делать? отвечают глаголы несовершенного вида. На вопросы что сделать? что сделал? что сделает? отвечают глаголы совершенного вида.

Как определить вид глагола
1. Чтобы определить вид глагола, необходимо задать к нему вопрос.
2. Если глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делал? что будет делать? — это глагол несовершенного вида.3. Если глагол отвечает на вопросы что сделать? что сделал? что сделает? — это глагол совершенного вида.

Образец. Прочитал — вопрос что сделал? Глагол совершенного вида.
Рисовал — вопрос что делал? Глагол несовершенного вида.

Упражнение 3. Прочитай текст. Выпиши глаголы, задай к ним вопросы и определи вид.

       Этих птиц любят. Ещё бы — ведь существует такое поверье, что аисты приносят счастье! Именно эта птица устраивает своё большое широкое гнездо, сложенное из прутьев и веток, прямо на крыше деревенского дома.
       Когда белый аист прилетел к человеческому жилищу, никто точно не помнит. Но люди очень дорожат дружбой с аистом, ждут, когда аисты поселятся на крыше дома, заботливо оберегают их покой.
       Если аисты устроят гнездо на крыше вашего дома, то каждую весну они снова и снова станут прилетать сюда.

       (Что делают?) любят – несовершенный вид, (что делает?) существует – несовершенный вид, (что делают?) приносят – несовершенный вид, (что делает?) устраивает – несовершенный вид, (что сделал?) прилетел – совершенный вид, (что делает?) не помнит – несовершенный вид, (что делают?) дорожат – несовершенный вид, (что делают?) ждут – несовершенный вид, (что сделают?) поселятся – совершенный вид, (что делают?) оберегают – несовершенный вид, (что сделают?) устроят – совершенный вид, (что сделают?) станут – совершенный вид, (что делать?) прилетать – несовершенный вид.

Упражнение 4. Запиши предложения, выбирая в скобках глаголы нужного вида.

1. Коля начал (читать, прочитать) интересный рассказ. 2. Братья обычно (убрали, убирали) свою комнату за двадцать минут. 3. Самолёт закончил (набрать, набирать) высоту. 4. Ученики (будут писать, напишут) сочинение два урока. 5. На следующих уроках мы продолжим (изучить, изучать) глагол.

1. Коля начал читать интересный рассказ. 2. Братья обычно убирали свою комнату за двадцать минут. 3. Самолёт закончил набирать высоту. 4. Ученики будут писать сочинение два урока. 5. На следующих уроках мы продолжим изучать глагол.

Почему в предложениях невозможно заменить глагол одного вида глаголом другого вида?

Потому что потеряется смысл.