Урок 38 Как устроен наш язык
                Вид глагола

Ира говорит, что все глаголы имеют вид. Миша утверждает, что вид есть не у всех глаголов. С кем ты согласишься?

Вид глагола — это его обязательный, постоянный признак. Глаголы несовершенного и совершенного вида — это разные слова с разными значениями. Сравни: читает — совершает действие, прочитал — совершил действие, дочитывает — совершает действие, дочитал — совершил действие.

Упражнение 1. Прочитай. Определи вид глаголов. Подумай, почему в тексте нельзя заменить глаголы одного вида глаголами другого вида (в скобках даны глаголы другого вида).

    Принцесса вышла (выходила) со своими фрейлинами на прогулку, услышала (слышала) вдруг звон бубенчиков и сразу останови-лась (останавливалась). Узнала (узнавала) песенку «Ах, мой милый Августин», которую сама умела (сумела) играть (сыграть) на фортепьяно, и обрадовалась (радовалась). Только одну эту песенку она и выучилась (выучивалась) играть (сыграть) — вдобавок одним пальцем.
                                      (По Х.-К. Андерсену)

          Вышла – совершенный вид, услышала – совершенный вид, остановилась – совершенный вид, узнала – совершенный вид, умела – несовершенный вид, играть – несовершенный вид, обрадовалась – совершенный вид, выучилась – совершенный вид, играть – несовершенный вид.
      Заменить нельзя, так как глаголы совершенного вида показывают завершенность действия, а несовершенного – незавершенность действия.

Упражнение 2. Саша записал глаголы несовершенного вида в один столбик, а глаголы совершенного вида — в другой. Проверь, не допустил ли Саша ошибок.

Несовершенный вид             Совершенный вид
гулять                                             рисовать
поднимать                                    вставать
закрыть                                         поднять
смотреть                                     нарисовать
закрывать                                      встать

Несовершенный вид Совершенный вид
гулять                             закрыть
рисовать                          поднять
поднимать                       нарисовать
вставать                           встать
смотреть
закрывать

Упражнение 3. C помощью приставок образуй от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида. С помощью суффиксов образуй от глаголов совершенного вида глаголы несовершенного вида. Не забывай о чередовании согласных в корне.

                                                чертить, красить, прыгать, лететь, терять, тратить
Приставки: за-, на-, по-, ис-  спросить, забыть, решить, запеть, умыть, сообщить
Суффиксы: -ыва-, -ва-, -а-

1) Начертить, накрасить, попрыгать, налететь, потерять, истратить.
2) Спрашивать, забывать, решать, запевать, умывать, сообщать.

В русском языке есть глаголы несовершенного и совершенного вида, которые имеют близкое значение, но разные основы: брать (н. в.) — взять (с. в.); класть (н. в.) — положить (с. в.); говорить (н. в.) — сказать (с. в.); ловить (н. в.) — поймать (с. в.); находить (н. в.) — найти (с. в.).

Упражнение 4. Запиши глаголы, которые имеют близкое значение, парами. Определи вид каждого глагола.

Образец: лететь (н. в.) — полететь (с. в.).

отдать, дарить, закрыть, перевезти, ложиться, запереть, мыть, заходить, говорить, обижать, помогать, включить, отдавать, запирать, вымыть, подарить, закрывать, лечь, помочь, обидеть, сказать, перевозить, зайти, включать.

         Отдать (с. в.) – отдавать (н. в.), дарить (н. в.) – подарить (с. в.), закрыть (с. в.) – закрывать (н. в.), перевезти (с. в.) – перевозить (н. в.), ложиться (н. в.) – лечь (с. в.), запереть (с. в.) – запирать (н. в.), мыть (н. в.) – вымыть (с. в.), заходить (н. в.) – зайти (с. в.), говорить (н. в.) – сказать (с. в.), обижать (н. в.) – обидеть (с. в.), помогать (н. в.) – помочь (с. в.), включить (с. в.) – включать (н. в.).