Урок 52 Развитие речи
                Текст

Упражнение 1. Прочитай текст. Озаглавь его. Обрати внимание, как строится текст: деревья — сёстры и в то же время противоположности. Автор всё время противопоставляет их. Запиши, по каким признакам деревья противопоставляются.

     Мне кажется, что сирень и рябина — сёстры. Сирень — весенняя сестра. Рябина — осенняя.
     Весной за каждым забором кипящий сиреневый куст. А плодов у сирени и нет никаких, так, стручочки ржавенькие.
     Рябина тоже весной цветёт, но какие у неё цветы? Никто их не замечает. Зато уж осенью за каждым забором — рябиновые гроздья.
     Кисти сирени и гроздья рябины никогда не встречаются. Кто думает весной о рябине?
     Кто вспомнит осенью сирень?
      Редко, очень редко вдруг в августе снова зацветёт сиреневый куст. Будто хочет поглядеть — хороша ли нынче рябина?
    Построю себе дом и посажу у крыльца сирень и рябину. Справа — сирень, слева — рябину, а сам посерёдке на крыльцо сяду. Вот будет здорово! Справа у меня — весенняя сестра, слева — осенняя, а я посерёдке сижу.
                                                        (Ю. Коваль)

Весенняя – осенняя, замечают – не замечают цветение,  плоды есть или нет.

Попробуй написать собственный текст, основываясь на приёме противопоставления: одновременно сравнивая и противопоставляя какие-то предметы или явления по каким-то признакам.

©          Я очень люблю животных. Я бы хотел завести кошку или собаку. Кошки очень красивые и ласковые. Их приятно гладить, они умеют мурлыкать. Собаки не мурлычут, но зато их можно дрессировать, они могут выполнять команды хозяина. Кошки, напротив, не очень хорошо поддаются дрессировке. Еще с собакой нужно гулять два раза в день, а кошка может целыми днями сидеть дома. Но и за кошкой, и за собакой необходимо ухаживать: вовремя кормить, поить, убирать за ними. Я еще не определился, кого заведу. Мне нравятся и кошки, и собаки.

Упражнение 2. Прочитай предложения. Какие ошибки допущены?

1. У моего друга громкий смех и сломанный велосипед. 2. Костя ходил в красных ботинках, и только глаза у него были зелёные. 3. По улице промчался синий, окрашенный в красную краску автомобиль. 4. В библиотеку вошли двое — мальчик и девочка. Они были братьями. 5. Мальчик боялся глубины и поэтому плавал на берегу.

 В каждом предложении есть противоречие.
1. У моего друга громкий смех. У моего друга есть сломанный велосипед. 2. Костя ходил в красных ботинках. У Кости были зелёные глаза. 3. По улице промчался синий автомобиль. 4. В библиотеку вошли двое — мальчик и девочка. Они были братом и сестрой. 5. Мальчик боялся глубины и поэтому плавал около берега.