Урок 66 Как устроен наш язык
             Правописание суффиксов глаголов

Прочитай. Как ты думаешь, по какому признаку слова объединены в группы?
бегать    болеть     просить   гулять
падать    вертеть   ездить     стрелять
плавать  терпеть   красить     гонять
кушать    лететь     грозить    обгонять

По суффиксу перед ть.

Упражнение 1. Распредели слова по столбикам в зависимости от суффикса, стоящего перед суффиксом начальной формы -ть. Сколько столбиков у тебя получится?
клеить, лаять, веять, видеть, сеять, знакомить, резать, плакать, готовить, слышать, зависеть, ненавидеть, жарить, вспомнить, двигаться, надеяться, обидеть, плавать, таять, затеять, строить

клеить         лаять        видеть          резать,
знакомить    веять        зависеть       плакать
готовить      сеять       ненавидеть    слышать
жарить      надеяться    обидеть      двигаться
вспомнить    таять                            плавать
строить       затеять

Можно ли проверить безударные суффиксы -е-, -и-, -а-, -я- в начальной форме глагола?

Нет. Написание безударных суффиксов -е-, -и-, -а-, -я- перед -ть в начальной форме нужно запомнить, а в случаях затруднений проверять по словарю.

Как ты считаешь, для чего нужно знать, какой суффикс пишется в начальной форме перед -ть?
Коля считает, что это нужно знать только для написания глаголов в начальной форме. Наташа считает, что это необходимо ещё и для написания безударных окончаний глаголов, ведь для определения спряжения необходимо поставить глагол в начальную форму и определить, какой суффикс перед -ть. Костя сказал, что он согласен с Наташей, но ещё нужно знать, какая гласная стоит перед суффиксом -ть, чтобы правильно писать глаголы в форме прошедшего времени. Костя напомнил ребятам, что основы прошедшего времени и начальной формы совпадают.
         -ть            -ть              -ть 
виде-        строи-        плава-
          -л-             -л-             -л-
С кем из ребят ты согласишься? Чей ответ тебе кажется более полным?

Наиболее полный ответ получится, если сложить ответы Наташи и Кости.

Упражнение 2. Запиши глаголы в начальной форме и в форме прошедшего времени. Подумай, будут ли при этом изменяться суффиксы основы.
Образец: слышать — слышал.
резать, ехать, падать, плакать, двигать, бегать, сеять, лаять, лелеять, затеять, веять, зависеть, видеть, обидеть, ненавидеть, помнить, ставить, строить, кончить, ездить, значить

Резать - резал, ехать - ехал, падать - падал, плакать - плакал, двигать - двигал, бегать - бегал, сеять - сеял, лаять - лаял, лелеять - лелеял, затеять - затеял, веять - веял, зависеть - зависел, видеть - видел, обидеть - обидел, ненавидеть - ненавидел, помнить - помнил, ставить - ставил, строить - строил, кончить - кончил, ездить - ездил, значить - значил.

Упражнение 3. Вспомни правило о суффиксах -ова- (-ева-) и -ива- (-ыва-). Записывай сначала глагол в форме 1-го лица единственного числа настоящего времени. Это поможет тебе точно определить, какую гласную букву нужно вставить в суффикс.
Образец: придумываю — придумывать.
команд…вать, совет…вать, отта…вать, бесед…вать, преслед…вать, отгад…вать, испыт…вать, угад…вать, пол…вать, ухаж…вать, распил…вать, проб…вать, успока…вать, посовет…вать

Командую - командовать, советую - советовать, оттаиваю - оттаивать, беседую - беседовать, преследую - преследовать, отгадываю - отгадывать, испытываю - испытывать, угадываю - угадывать, поливаю - поливать, ухаживаю - ухаживать, распиливаю - распиливать, пробую - пробовать, успокаиваю - успокаивать, посоветую - посоветовать.