Урок 55 Правописание
                 Правописание безударных окончаний глаголов

Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в обозначении буквами безударного личного окончания глагола?

Лена считает, что нужно определить, к какому спряжению относится этот глагол, и вспомнить, какое окончание пишется в этом спряжении в данном лице. Согласишься ли ты с Леной?

Да.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? Проверь, правильно ли определяет спряжение Лена

Долго тян[и]тся осенний день.1. Ставим вопрос к глаголу, чтобы не ошибиться в определении вида: что делает? — тян[и]тся. 2. Находим начальную форму глагола: что делать? — тян́уться. 3. Глагол на -уть — 1-е спряжение. 4. В форме 3-го лица единственного числа у глаголов 1-го спряжения пишется окончание-ет — пишем тянется.

Правильно.

Упражнение 1. Спиши сочетания слов; в скобках на-пиши начальную форму глагола, укажи спряже-ние.

Образец: (дремать, 1-е спр.) — дремлешь у окна.

дремл…шь у окна, ( ) пиш…шь письмо, ( ) стро…т дома, ( ) зна…м правила, ( ) мечта…т о поездке, ( ) относ…шь на почту, ( ) проход…м по мосту, ( ) прочита…т выразительно, ( ) темне…т быстро, ( ) чувству…т себя хорошо, ( ) забыва…т часто, ( ) уч…тся на пятёрки

         (Дремать, 1-е спр.) — дремлешь у окна, (писать, 1 спр.) – пишешь письмо, (строить, 2 спр.) – строит дома, (знать, 1 спр.) – знаем правила, (мечтать, 1 спр.) – мечтает о поездке, (относить, 2 спр.) – относишь на почту, (проходить, 2 спр.) – проходим по мосту, (прочитать, 1 спр.) – прочитает выразительно, (темнеть, 1 спр.) – темнеет быстро, (чувствовать, 1 спр.) – чувствует себя хорошо, (забывать, 1 спр.) – забывает часто, (учиться, 2 спр.) – учится на пятерки.

Упражнение 2. Найди и запиши глаголы-исключения, относящиеся ко 2-му спряжению.

гнать, знать, кидать, держать, сказать, уметь, уничтожать, летать, вертеть, смотреть, получать, обидеть, дышать, брить, слышать, ненавидеть, стелить, терпеть, понюхать, печа-тать, греть, зависеть, видеть, выступать

 Гнать, держать, вертеть, смотреть, обидеть, дышать, слышать, ненавидеть, терпеть, зависеть, видеть.

Упражнение 3. Запиши начальную форму каждого глагола, определи спряжение, запиши глагол в форме 3-го лица единственного числа.

Образец: зеленеть (на -еть, не искл., 1-е спр.) — зеленеет .

понимать, таять, обидеть, строить, брить, тащить, падать, видеть, стелить, резатьПроверь себя: в списке четыре глагола 2-го спряжения.

Понимать (на – ать, не искл., 1-е спр.) – понимает; таять (на – ять, не искл., 1-е спр.) – тает;  обидеть ( на – еть, искл., 2-е спр.) – обидит;  строить (на – ить, не искл., 2-е спр.) – строит;  брить (на – ить, искл., 1-е спр.) – бреет;  тащить ( на – ить, не искл., 2-е спр.) – тащит;  падать (на – ать, не искл., 1-е спр.) – падает;  видеть (на – еть, искл., 2-е спр.) – видит;  стелить (на – ить, искл., 1-е спр.) – стелет;  резать (на – ать, не искл., 1-е спр.) – режет.

Упражнение 4. Определи спряжение глаголов. Запиши данные глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Не забывай про ь.

Образец: клеить (на -ить, не искл., 2-е спр.) — клеишь; зависеть (на -еть, искл., 2-е спр.) — зависишь.

клеить, зависеть, гнать, сверкать, видеть, строить, обидеть, стелить, держать, дружить, дышать, вертеть, привыкать, мечтать

Клеить (на -ить, не искл., 2-е спр.) — клеишь; зависеть (на -еть, искл., 2-е спр.) — зависишь; гнать (на – ать, искл., 2-е спр.) – гонишь; сверкать (на – ать, не искл., 1-е спр.) – сверкаешь;  видеть (на – еть, искл., 2-е спр.) – видишь;  строить (на – ить, не искл., 2-е спр.) – строишь;  обидеть (на – еть, искл., 2-е спр.) – обидишь;  стелить (на – ить, искл., 1-е спр.) – стелешь;  держать (на – ать, искл., 2-е спр.) – держишь;  дружить (на – ить, не искл., 2-е спр.) – дружишь;  дышать (на – ать, искл., 2-е спр.) – дышишь;  вертеть (на – еть, искл., 2-е спр.) – вертишь;  привыкать (на – ать, не искл., 1-е спр.) – привыкаешь;  мечтать (на – ать, не искл., 1-е спр.) – мечтаешь.