Урок 59 Правописание
Правописание глаголов
Какие глаголы с безударными личными окончаниями относятся к 1-му спряжению, а какие — ко 2-му спряжению? Не забудь про глаголы-исключения.
Упражнение 1. Выпиши слова, в которых орфограммы обозначены пропуском букв или транскрипцией. Вставь пропущенные буквы, переведи транскрипцию в буквенную запись. Подчеркни орфограммы.
Гасн…т вечер, даль сине…т,
Солнышко сади[ца],
Степь да степь кругом — и всюду
Нива колоси[ца]!
Пахн…т мёд…м, зацвета…т
Белая гречиха.
Звон к вечерне из деревн…
Долета…т тихо.
А вдали кукушка в рощ…
Медленно куку…т.
Сча[сл’]ив тот, кто на работе
В пол… заночу…т!
Гасн…т вечер, скрылось со[нц]е,
Лишь закат красне…т.
Сча[сл’]ив тот, кому зарёю
Тёплый ветер ве…т;
Для кого мерцают кротко,
Светя[ца] с привет…м
В тёмн…м небе тёмн…й ночью
Звёзды тих…м свет…м;
Кто устал на нив… за день
И уснёт глубоко
Мирным сном под звё[зн]ым неб…м
На степи широк…й.
(И. Бунин)
Гаснет, синеет, садится, колосится, пахнет, медом, зацветает, из деревни, долетает, в роще, кукует, счастлив, в поле, заночует, гаснет, солнце, краснеет, счастлив, веет, светятся, с приветом, в темном, темной, тихим, светом, на ниве, звездным, небом, широкой.
Упражнение 2. Спиши, вставь пропущенные буквы. Не забудь расставить пропущенные знаки препинания.
Кукушка д…вным-д…вно разучилась строить гнёзда. Яйца она (не)насижива…т а подбрасыва…т другим мелк…м птицам.
Несмотря на это, кукушка — птица п…лезная. Она поеда…т в л…су много вредных жуков бабочек личинок.
Кукушка давным – давно разучилась строить гнезда. Яйца она не насиживает, а подбрасывает другим мелким птицам.
Несмотря на это, кукушка – птица полезная. Она поедает в лесу много вредных жуков, бабочек, личинок.
Упражнение 3. Проверь, нет ли в работе Кости ошибок. Спиши без ошибок.
вертеть, обидеть, смотреть, видеть, терпеть — глаголы 2-го спряжения
гнать, держать, дышать, слышать — глаголы 1-го спряжения
читать, таять, лаять, сеять — глаголы 1-го спряжения
брить, стелить — глаголы 1-го спряжени
яклеить, строить, мерить, помнить — глаголы 2-го спряжения
Ошибки: гнать, держать, дышать, слышать – глаголы не первого, а второго спряжения.
Упражнение 4. Спиши приметы и пословицы. Вставь пропущенные буквы, замени транскрипцию буквенной записью. Обозначь спряжение глаголов с безударными окончаниями.
Если грачи прямо на гнездо летят, весна буд…т тёплой.
Как в март… зима ни зли[ца], а весне покори[ца].
Синичка начина…т с утра пищать — ожидай лё…кого моро…ца.
Буд…т хорошая п…го…ка, если в продолжительное ненастье зап…ют птицы.
Снег быстро та…т — к мокр…му лету.
В март… курица нап…ё[ца] из лужицы.
Всякое семя се…т в своё время.
Что посе…шь, то и пожнёшь.
Если грачи прямо на гнездо летят, весна будет (1) теплой. Как в марте зима ни злится, а весне покорится. Синичка начинает (1) с утра пищать – ожидай легкого морозца. Будет хорошая погодка, если в продолжительное ненастье запоют птицы. Снег быстро тает (1) – к мокрому лету. В марте курица напьется из лужицы. Всякое семя сеют (1) в свое время. Что посеешь (1), то и пожнешь.