Упражнение 15, с. 24 — 25

15. Прочитай пары слов. К разным ли склонениям относятся слова в парах?

Заяц (II) – зайчишка (I); Д.п. зайц[у] – зайчишк[е];
мышь (III) – мышка (I); Д.п. мыш[и] – мышк[е];
сын (II) – сынишка (I); Д.п. сын[у] – сынишк[е];
скатерть (III) – скатёрка (I); Д.п. скатерт[и] – скатёрк[е];
шоколад (II) – шоколадка (I); Д.п. шоколад[у] – шоколадк[е];
кровать (III) – кроватка (I); Д.п. кроват[и] – кроватк[е];
ель (III) – ёлка (I); Д.п. ел[и] – ёлк[е];
площадь (III) – площадка (I); Д.п. площад[и] – площадк[е];
нить (III) – нитка (I); Д.п. нит[и] – нитк[е].

Слова принадлежат к разным склонениям, т. к. имеют разные окончания в одном и том же падеже.

Спиши пары слов столбиком. В скобках после каждого существительного ставь цифру склонения. Дополни столбик другими родственными существительными, такими, чтобы относились к разным склонениям. Используй для этого слова ЕЛЬ, ПЛОЩАДЬ, НИТЬ. Потом рядом с каждой парой слов напиши эти же слова в форме Д. п. ед. ч. Выдели окончания.

Во всех словах, выделенных цветом, Миша написал одинаковые окончания в форме Д. п. ед. ч.
Как ты думаешь, в каких случаях Миша ошибся и почему? Что Миша не учёл?

Очевидно, что Миша допустил какую-то системную ошибку. Например, Миша мог неправильно написать все слова I склонения. И тогда это можно объяснить тем, что он не знает правил написания существительных I склонения и ориентируется на не очень ясный звук, близкий к [и], который он слышит на конце этих слов. Но скорее всего Миша знает, как пишутся существительные I склонения в Д.п., но забыл, как пишутся существительные III склонения. В этом случае он сделал ошибки в падежных окончаниях слов III склонения, написав вместо буквы И букву Е.

В этом упражнении учебник напоминает, что существительные в русском языке изменяются по трём склонениям; что сходство падежных окончаний в одном и том же падеже определяется не принадлежностью к одному и тому же роду, но принадлежностью к одному и тому же склонению. Соответственно разница падежных окончаний в одном и том же падеже объясняется тем, что существительные относятся к разным склонениям (например, существительные ж.р. мышь и мышка: И.п. мышь – мышк/а; Д.п. мыш[и] – мышк[е] и т. д.).

Важно вспомнить это не только в связи с проблемой правильного написания падежных окончаний существительных разных склонений. Нам предстоит разобраться в том, как правильно употреблять числительные оба и обе в разных падежах с существительными разного рода, поскольку в устной речи они очень часто неправильно употребляют формы этих числительных. Учебник обращает внимание на то, что правильное употребление числительных оба и обе зависит не от принадлежности связанных с ними существительных к определенному склонению, а от того, какого рода эти существительные.

После изучения таблицы падежных склонений числительных оба и обе (учебник не вводит понятия «числительное», а называет их просто «словами») необходимо обратить особое внимание на формы В.п. – разные для одушевлённых и неодушевлённых существительных (с. 29).