Упражнение 41, с. 64 — 65

41. Открой Обратный словарь на -Ь. Среди глаголов на -ИТЬ найди глаголы на цветном фоне.
К какому спряжению они относятся? Чтобы не ошибиться, обрати внимание на личные окончания!
А теперь вспомни, в чём особенность состава этих глаголов. Маша уверена, что в них НЕТ глагольного суффикса -И-. Ты с ней соглашаешься?
А к какому спряжению относятся глаголы, которые образованы от глаголов на цветном фоне с помощью приставки? Проверь, являются ли их личные окончания ударными?

Надо найти шесть глаголов. Пять из них (бить, вить, жить, лить, пить) есть на развороте (с. 146–147), и ещё один (шить) – на с. 148.

Рассмотрим глаголы, образованные от данных с помощью разных приставок, и обнаружим, что глаголы-родственники сохраняют спряжение породивших их глаголов.

Образуем личные формы от глаголов с приставками: вбить – вобьёшь, вобьют; разбить – разобьёшь, разобьём; избить – изобью, изобьёшь; свить – совью, совьёшь, совьют; подшить – подошьёшь, подошьют.

Чтобы понять, почему вдруг в этих формах появляется лишний гласный звук, можно воспользоваться транскрипцией и показать, что было бы, если бы гласный не пришёл на помощь: [вб’й’ош], ра[зб’й’ош], и[зб’й’ош], [св’й’у] и т. д.

Можно выделить цветом или подчеркнуть три первых звука во всех этих словах, чтобы увидить, что ВСЕ они – согласные и при таком стечении согласных слова делаются труднопроизносимыми.

При образовании личных форм от глаголов зажить, нажить, дожить, пожить появляется согласный звук [в’]: заживёшь, наживут и т. д.