Упражнение 99, с. 130
99. Открой Обратный словарь сначала на -ать, а потом на -еть. Найди и выпиши глаголы, напечатанные крупными буквами и выделенные жирным шрифтом. Их два.
Бежать, хотеть.
На с. 131 Евдокия Васильевна сообщает школьникам, что эти глаголы называются РАЗНОСПРЯГАЕМЫМИ глаголами.
Сначала рассматривается спряжение глагола бежать. Ученики видят, что во всех личных формах окончания ударные. Евдокия Васильевна обращает внимание на необходимость запоминания самих форм, чтобы избежать распространённых речевых ошибок.
Понаблюдав за личными окончаниями глагола бежать, ребята делают вывод: этот глагол называется разноспрягаемым потому, что в форме 3 л. мн.ч. он изменяется как глагол I спр. (окончание «-ут»), в остальных формах – как глагол II спр.
Рассмотрев, как изменяется по лицам и числам глагол хотеть, ребята убеждаются в том, что и этот глагол – разноспрягаемый, но изменяется он несколько иначе: в ед.ч. – как глагол I спр., во мн.ч. – как глагол II спр. Причём существует трудность в написании личных окончаний в ед.ч., так как в этой форме окончания безударные.