§3. Наблюдение и эксперимент в химии
Вопрос перед параграфом (стр.16).
Задание №✓
Изучение естественно−научных дисциплин: биологии, географии, физики — основывается на использовании одинаковых методов. Вспомните, какие это методы. Можно ли их использовать при изучении химии?
Ответ
При изучении естественно−научных дисциплин: биологии, географии, физики − мы использовали такие методы, как наблюдение, измерение, абстрагирование, сравнение, анализ.
Да, эти методы можно применять в химии.
Вопрос перед параграфом (стр.18)
Задание №✓
Попробуйте оформить результаты эксперимента по изучению строения пламени, заполнив таблицу.
Что делали Что наблюдали Выводы и уравнения реакций
Ответ
Отчет о проведении опыта
Что делали Что наблюдали Выводы и уравнения реакций
Подожгли фитиль спиртовки, нить свечи, газовую горелку и рассмотрели язычки пламени Несмотря на различный цвет и размеры язычков пламени, они имеют сходное строение — три зоны. Тёмная зона находится в нижней части пламени. Тёмную зону окаймляет самая яркая часть пламени. Изучили строения пламени нагревательных приборов.
Проверьте свои знания
Задание №1
Что представляет собой наблюдение? Чем отличается научное наблюдение от обыденного?
Ответ
Наблюдение — это концентрация внимания на познаваемых объектах с целью их изучения.
Научное наблюдение отличается от обыденного, так как оно проводится при соблюдении ряда условий:
1) Определяется объект наблюдения (вещество или изменения, происходящие с веществом в определённых условиях).
2) Формулируется цель наблюдения: зачем его необходимо проводить?
3) Часто выдвигается гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого−либо свойства химического объекта и влияния условий на его проявление.
4) Составляется план проверки выдвинутой гипотезы в ходе химического эксперимента.
Задание №2
Что представляет собой эксперимент? Как его следует проводить?
Ответ
Эксперимент — опытное изучение наблюдаемого явления в строго определённых условиях.
Многократное воспроизведение эксперимента в данных условиях позволяет выявить закономерность, которой подчиняются исследуемые химические объекты и явления. Такие условия обеспечивает специально оборудованное помещение — лаборатория.
Задание №3
Какие нагревательные приборы используются в химическом эксперименте? Какое строение имеет пламя различных нагревательных приборов?
Ответ
В химическом эксперименте используются такие нагревательные приборы, как спиртовка, газовая горелка, свеча.
Несмотря на различный цвет и размеры язычков пламени, они имеют сходное строение — три зоны (рис. 9). Тёмная зона (1) находится в нижней части пламени. Это самая холодная зона по сравнению с другими. Тёмную зону окаймляет самая яркая часть пламени (2). Температура здесь выше, чем в тёмной зоне, но ещё более высокая температура в верхней части пламени (3).
Рис. 9. Строение пламени горелки
Задание №4
Как следует проводить нагревание, используя пламя различных нагревательных приборов?
Ответ
Тёмную зону окаймляет самая яркая часть пламени (2). Температура здесь выше, чем в тёмной зоне, но ещё более высокая температура в верхней части пламени (3). Поэтому для более эффективного нагревания предмет необходимо вносить в верхнюю часть пламени.
Рис. 9. Строение пламени горелки
Задание №5
Как следует гасить пламя спиртовки, сухого горючего и свечи?
Ответ
Гасить пламя спиртовки необходимо, накрывая пламя сверху колпачком.
Примените свои знания
Задание №1
Приведите примеры наблюдений учёных (биологов, географов, физиков), которые привели к формулировке важнейших выводов. Свой ответ оформите в виде таблицы.
Естественная наука и имя ученого Наблюдения Выводы
Ответ
Естественная наука и имя ученого Наблюдения Выводы
Физика, Исаак Ньютон Наблюдал за падающими телами Открыл закон всемирного тяготения
Биология, Карл Линней Наблюдал за распусканием цветков Установил, что цветки растений разных семейств распускаются в разное время
Химия, Якоб Хендрик Вант − Гофф Наблюдал за протеканием химических реакций Установил, что при повышении температуры на каждые 10℃ скорость реакции возрастает в 2−4 раза
Задание №2
Какое лабораторное оборудование вы использовали при изучении биологии, географии и физики? Какие приборы общего назначения нужны при изучении всех естественно−научных дисциплин, а какие — конкретно для каждой из них?
Ответ
При изучении биологии мы использовали: микроскопы, пинцеты, лупы, тонометры.
При изучении географии мы использовали: компасы, карты, барометры.
При изучении физики мы использовали: барометры, линейки, весы.
К приборам общего назначения относятся: термометры, линейки, тонометры.
Используйте доп.информацию
Задание №1
Какие правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием вы применяли на уроках других естественно−научных дисциплин?
Ответ
В химической лаборатории необходимо соблюдать особые правила при работе с оборудованием и реактивами, так как спешка и небрежность могут привести к несчастным случаям.
Правила техники безопасности в химической лаборатории:
1. Во время урока учащиеся должны следовать указаниям учителя и инструкциям техники безопасности, быть очень внимательными.
2. Категорически запрещается пробовать на вкус вещества в кабинете химии. Нюхать их можно, лишь направляя лёгким движением руки испарения к носу, при этом нельзя вдыхать полной грудью.
3. Учащимся запрещено проводить любые опыты, которые не предусмотрены данной практической или лабораторной работой.
4. О рассыпанных веществах или разлитых реактивах ученик должен незамедлительно сообщить учителю или лаборанту.
5. Обо всех неполадках в работе оборудования и других проблемах ученики должны немедленно сообщить учителю и прекратить работу. Нельзя выливать в канализацию органические жидкости и растворы.
6. Нельзя оставлять без присмотра включённые или горящие нагревательные приборы. Во время урока необходимо соблюдать правила пожарной безопасности и технику обращения с электроприборами, спиртовками и газовыми горелками.
7. При получении травмы или ухудшении самочувствия ученик должен прекратить работу и сразу сообщить об этом учителю.
8. Вещества нельзя брать руками, нужно использовать для этого специальные шпатели, ложечки, пинцеты.
9. Нельзя наливать и перемешивать реактивы вблизи лица.
10. Необходимо пользоваться только чистой лабораторной посудой. Остатки реактивов или их растворов запрещается высыпать и выливать обратно в исходный сосуд.
11. После практического занятия учащиеся должны сдать оборудование и реактивы учителю или лаборанту.
12. По окончании работы необходимо привести рабочее место в порядок и тщательно вымыть руки с мылом.
Используйте доп.информацию. Задание №2
Множество описаний различных природных явлений и результаты многовековых наблюдений за ними можно найти в народных приметах, пословицах и поговорках. Например:
• народные приметы: гром в сентябре — к тёплой осени; в лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая;
• пословицы и поговорки: первый снежок — не лежок; лето со снопами, осень с пирогами.
Приведите два примера народных примет, пословиц или поговорок, в которых зафиксированы наблюдения о физических явлениях или о химических реакциях, протекающих в природе.
Ответ
Народные приметы, пословицы и поговорки о природных явлениях:
1) Весенние ветры приносят летние дожди.
2) Вода и землю точит и камень долбит.