ГЛАВА II. Строение и агрегатные состояния веществ
§4. Строение веществ
Лабораторный опыт №1
Нанесите на предметное стекло с помощью пипетки 2—3 капли воды. Затем коснитесь кисточкой для рисования сначала акварельной краски, а потом воды. Далее перенесите каплю полученного раствора на другое предметное стекло и накройте его покровным стеклом. Поместите препарат под микроскоп и наблюдайте движение частиц.
Ответ
Нанесли на предметное стекло с помощью пипетки 2—3 капли воды. Затем коснулись кисточкой для рисования сначала акварельной краски, а потом воды. Далее перенесли каплю полученного раствора на другое предметное стекло и накрыли его покровным стеклом. Поместили препарат под микроскоп и наблюдали движение частиц.
Вопрос (стр.22)
Задание №?
О чём свидетельствует проделанный опыт?
Ответ
Причина движения частиц краски состоит в том, что молекулы воды никогда не прекращают своего движения. Когда мы наблюдали под микроскопом движение частичек краски, мы не видели движения самих молекул. Их нельзя увидеть в обычный микроскоп, но об их существовании и движении можно судить по тем ударам, которые они производят, толкая частички краски, заставляя их двигаться. Этот опыт доказывает, что вещества состоят из отдельных частиц — молекул, которые находятся в непрерывном беспорядочном движении.
Лабораторный опыт №2
На расстоянии 2 м от вас ваш одноклассник в течение 2 с распыляет вверх аэрозольное средство, например дезодорант. Определите время, спустя которое вы почувствуете запах дезодоранта. Рассчитайте скорость распространения газообразного вещества.
Ответ
Дано:
s = 2 м
t = 2 с
Найти:
$t_{1}$ − ?
V − ?
Решение:
V = s/t = 2 м : 2 с = 1 м/с
$t_{1}$ = 1 * 2 = 2 с
Ответ: V = 1 м/с; $t_{1}$ = 2 с
Вопрос (стр.23)
Как объяснить наблюдаемое явление и что доказывает проделанный опыт?
Ответ
Частицы вещества находятся в постоянном движении. Они могут перемещаться в пространстве, что убедительно доказывает явление диффузии в газообразных и жидких средах, а могут совершать преимущественно колебательные и вращательные движения, как в твёрдых веществах.
Лабораторный опыт №3
В стакан с водой поместите несколько кристалликов перманганата калия (марганцовки). Хорошо заметны малиновые разводы. Один из двух типов ионов, из которых состоит это вещество, имеет яркую малиново−фиолетовую окраску, поэтому его диффузию в объёме раствора легко увидеть невооружённым глазом. Нетрудно убедиться, что через непродолжительное время цвет раствора станет совершенно однородным.
Ответ
В стакан с водой поместили несколько кристалликов перманганата калия (марганцовки). Хорошо заметны малиновые разводы. Один из двух типов ионов, из которых состоит это вещество, имеет яркую малиново−фиолетовую окраску, поэтому его диффузию в объёме раствора легко увидеть невооружённым глазом. Убедились, что через непродолжительное время цвет раствора станет совершенно однородным.
Проверьте свои знания
Задание №1
Опишите в формате таблицы известные вам физические свойства воды, углекислого газа, алюминия. Используйте признаки, приведённые на с. 9—11 учебника.
Ответ
Вода Углекислый газ Алюминий
Агрегатное состояние жидкость газ твердое вещество
Плотность 1 г/мл 0,00196 г/мл 2,7 г/мл
Цвет без цвета без цвета серебристый
Блек нет нет металлический блеск
Запах нет нет нет
Вкус нет нет нет
Твердость − − твердый
Пластичность − − пластичный
Растворимость в воде − малорастворим нерастворим
Задание №2
Что такое атомы? Приведите примеры веществ, состоящих из атомов.
Ответ
Атомы — это мельчайшие химически неделимые частицы.
Некоторые вещества состоят из отдельных атомов. К ним относятся благородные (или инертные) газы: гелий, неон, аргон и др.
Задание №3
Что такое молекулы? Приведите примеры веществ, состоящих из молекул.
Ответ
Молекулы — это мельчайшие частицы вещества, определяющие его свойства и состоящие из атомов.
Молекулярное строение имеют подавляющее большинство органических веществ, вода, азот, кислород, углекислый газ.
Задание №4
Что называют диффузией? Что доказывает это явление? Как скорость диффузии зависит от агрегатного состояния веществ и от температуры?
Ответ
Диффузия — самопроизвольного распространения молекул одного вещества между молекулами другого.
Броуновское движение— убедительное доказательство существования молекул и их постоянного движения.
Скорость диффузии возрастает с повышением температуры. В газообразном агрегатном состоянии скорость диффузии больше, чем в жидкости, а в жидкости больше, чем в твердом агрегатном состоянии.
Задание №5
Что такое броуновское движение? Приведите описания экспериментов, с помощью которых можно наблюдать это явление.
Ответ
Броуновское движение — убедительное доказательство существования молекул и их постоянного движения. Ещё одним доказательством этого движения, а также того, что вещества состоят из отдельных частиц, может служить явление диффузии — самопроизвольного распространения молекул одного вещества между молекулами другого.
Диффузию газообразных веществ можно наблюдать с помощью несложного эксперимента: на расстоянии 2 м от вас ваш одноклассник в течение 2 с распыляет вверх аэрозольное средство, например дезодорант. Вы скоро почувствуете запах этого вещества.
Задание №6
Приведите примеры веществ, состоящих из ионов. К какой группе веществ — молекулярного или немолекулярного строения — их относят?
Ответ
Известно, что очень большое число веществ состоит не из молекул или атомов, а из ионов. Это, например, поваренная соль, сода, перманганат калия (марганцовка).
Такие вещества относят к группе веществ немолекулярного строения.
Задание №7
Рассмотрите под увеличительным стеклом кристаллы сахара и соли. Из каких частиц состоят кристаллы каждого вещества? Как доказать наличие этих частиц?
Ответ
Кристаллы сахара состоят из молекул, а кристаллы соли ― из ионов. Наличие ионов доказывается проявлением электропроводности.
Примените свои знания
Задание №1
На уроках биологии вы рассматривали клетки растений с помощью светового микроскопа. Каков принцип действия этого прибора?
Ответ
Включенный осветитель направляет лучи света снизу на микропрепарат, лежащий на предметном столике.
Свет проходит сквозь образец и попадает сначала в один из объектов, затем в головку микроскопа, а далее в окулярную трубку и окуляр.
Человеческий глаз видит изображение, формируемое окуляром. На штативе предусмотрено колесико грубой фокусировки и точной фокусировки. Поворотом колесика достигается резкость и чистота изображения.
Используйте доп.информацию
Задание №1
Напишите краткую энциклопедическую справку об одном из тех учёных, которые внесли свой вклад в развитие атомно−молекулярного учения. В энциклопедической справке нужно отразить следующую информацию: фамилия, имя (отчество) учёного, годы жизни, краткая характеристика основного вклада в науку, награды. Для написания энциклопедической справки можно использовать «Химическую кунсткамеру»: http://www.alhimik.ru/kunst.html.
Ответ
М.В. Ломоносов (19 ноября 1711 – 15 апреля 1765 гг.) является основоположником атомно−молекулярного учения, он изложил свои взгляды в работе. Его имя стало символом служения науке и родной стране, стремления к знаниям.
Он утверждал, что тела состоят из молекул, состоящих из неделимых элементов − атомов. Михаил Васильевич объяснил многообразие веществ соединением разных атомов в молекулах и различным расположением атомов в них.
Избран почетным членом Шведской АН (1760), Болонской АН (1764), почетным членом С.−Петербургской Академии художеств (1763). Обсуждался вопрос о его избрании в Парижскую академию.