Из русской литературы XVII века. 

Михаил Васильевич Ломоносов

Проверьте себя (с. 78)

1. Расскажите, в чем необычность курса обучения, пройденного М. И. Ломоносовым, и деяний ого как ученого, поэта и общественного деятеля.

Необычность курса обучения, пройденного Ломоносовым, заключается в интенсивности образования.
Он родился недалеко от Архангельска и помогал отцу в его рыбном промысле, уже в детстве Ломоносов научился читать и писать. В 1730 году (в 19 лет!) он тайком ушел в Москву и, скрыв свое происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где за 5 лет прошел восьмилетний курс обучения и был послан в Германию для продолжения обучения.
Его академическая деятельность была блестящей: в 1745 году он становится профессором химии; совершает одно за другим открытия в самых разных областях знания.
Смыслом жизни Ломоносова до последних дней было утверждение наук в России.
В 1755 году по инициативе Ломоносова открывается Московский университет, сам Ломоносов совершает множество открытий в области физики, химии, минералогии, естествознания; он изучал историю, литературу, русский язык.
В его поэзии сочеталась тема могущества и величия России с прославлением Петра I как просвещённого государя. Основной тон его произведений — торжественный.

2. Какие жанры относятся к каждому из "трех штилей"?

Жанры (но теории «трех штилей») относится:
- к высокому штилю: героические поэмы, оды, трагедии
- к среднему штилю: драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии
- к низкому штилю: комедии, эпиграммы, песни, басни

3.  Используя статью учебника и материалы словаря «Русские писатели XVIII века», подготовьте устное сообщение о жизни М. В. Ломоносова.

Ломоносов Михаил Васильевич - ученый-энциклопедист, поэт (1711-1765).
Семья Ломоносова жила на русском севере, где не было крепостного права. Этот край являлся крупным ремесленным и культурным центром России.
С восьмилетнего возраста Ломоносов ходил с отцом на рыбную ловлю в Белое и Северное моря.
С детства Ломоносов испытывал тягу к знаниям, в конце 1730 года, примкнув к обозам, отправляющимся в Москву, уходит из дома. 15 января 1731 года он поступает в Славяно-греко-латинскую академию, скрыв свое происхождение. Очень успешно обучается.
В 1736 году в числе лучших учеников был послан в Петербург для дальнейшего обучения в Академии наук, а в сентябре 1736 года отправляется в Германию для обучения химии и металлургии.
В Германии Ломоносов занимается успешно, о чем свидетельствуют его самостоятельные исследования «О превращении твердого тела в жидкое», «Физическая диссертация о различии смешанных тел».
Ломоносов — выдающийся ученый-энциклопедист, создатель фундаментальных трудов в области химии, физики, астрономии, геологии, истории.
В 1755 году, благодаря стараниям Ломоносова, в Москве был открыт первый русский университет.
Ломоносов завершает реформу русского стиха, начатую до него. В «Письме о правилах российского стихотворчества»
Ломоносов теоретически обосновал общий и единый принцип российского стихосложения.
В 1757 году Ломоносов пишет «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию «трех штилей».
Ломоносов создал и руководство по теории литературы — «Риторику» (1748) и «Российскую грамматику» (1757).
Ломоносов явился воплощением духовной мощи русского народа, коренным образом изменил облик русской науки, важнейшей его заслугой является освоение им европейских традиций в сочетании с активным использованием национального культурного опыта.
В шутливом произведении «Ночною темнотою» (1747 г,) рассказывается о том, как ночью к ничего не подозревающему хозяину постучался Купидон, после того, как хозяин обогрел его, Купидон, проверяя свой лук, выстрелил в его грудь. Хозяин дома почувствовал, что «преострая стрела» пронзила ему грудь - так к нему пришла любовь. Это очень доброе стихотворение необычно представляет нам тему любви. Относится к «низкому штилю».

Размышляем о прочитанном (с. 79)

1. К какому "штилю" относятся приведенные в учебнике произведения Ломоносова? 
Выпишите из них архаизмы, историзмы и церковнославянизмы.

Оба отрывка из произведения Ломоносова, приведенные в учебнике, относятся к высокому «штилю».
В современной речи слово «слыл» значит «был известным в качестве кого-нибудь»; «дерзать» — «смело стремиться к чему-либо»; «утеха» - «удовольствие, забава».
Воздвигнуть - соорудить;
зрак — облик, вид;
россы — россияне, русские;
гласить - говорить;
град - город;
недра - глубины;
дерзать — стремиться;
раченье — усердие;
пользовать — помогать;
градской — городской.

2. Какова главная мысль каждой надписи?

Главная мысль надписи «К статуе Петра Великого» такова: о человеке говорят его дела, его достижения, памятник ничего не значил бы, если бы не было тех деянии, которые совершил Петр I.
Главная мысль отрывка из «Оды на день восшествия» - прославление отечественных наук, которыми должны овладевать молодые люди, потому что российская земля богата талантами.

3.  Какие труды Ломоносова вам известны?

Основные исторические труды Ломоносова – «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года…» (1766); «Краткой Российской летописец с родословием» (1760); «Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софии» (это сочинение почти дословно включил Вольтер в свою книгу «История Российской империи при Петре Великом» (1761).