Афанасий Афанасьевич Фет
Шёпот, робкое дыханье. Размышляем о прочитанном (с. 259)
1. Какое время суток описывает поэт?
Раннее утро. Природа еще не совсем проснулась, но соловей уже поет свою песню.
2. Есть ли последовательность в передаче пейзажа и любовного свидания?
Последовательности нет, природа и свидание сплелись воедино.
3. Как нарастает восторг поэта и наслаждение природой?
Восторг поэта нарастает поступательно и достигает апогея к концу стихотворения.
4. Почему для выражения высоких чувств поэт не нуждается в глаголах?
Потому что для описания может быть достаточно прилагательных, ведь поэт описывает не действия, а застывший для него миг.
5. Какие выражения передают счастье поэта?
"Ряд волшебных изменений / Милого лица,", "И лобзания, и слезы,...".
Как беден наш язык!... Размышляем о прочитанном (с. 260) ©
1. Кто более способен, по мнению поэта, выразить свои мысли и чувства — «мудрец» или «поэт»?
Тщетны усилия «мудреца» по просвещению людей в каких-то вопросах, в желании передать собственную философию в стройном и непротиворечивом виде. Мудрец в стихотворении преклоняет голову перед способностями поэта передать словами все, что он хочет. Фет в своем произведении «Как беден наш язык» говорит о высоком назначении поэта.
2 . Почему для «мудреца» «наш язык» «беден» и он не может тождественно передать в слове чувства и мысли, которыми наполнен? Почему он называет выраженные бедным языком мысли и чувства «ложью роковою»?
У поэтов есть дар говорить ярко, точно и образно, мудрец этим похвастаться не может. «Ложь роковая» – это человеческое слово и мысль, которую оно тщетно пытается высказать; выражение восходит к сентенции Ф.И. Тютчева из стихотворения «Silentium!» («Молчание», лат.): «Как сердцу высказать себя? / Другому как понять тебя», «Мысль изреченная есть ложь». Такое высказывание не передает всей глубины и красок, значит оно есть ложь.
3. Почему автор отдаёт предпочтение «поэту» перед «мудрецом»? Почему поэт может выразить «И тёмный бред души и трав неясный запах»?
Поэт может быть, не так мудр, но ему удается точно выразить свои мысли словами, для него язык богат и он может использовать каждое слово для более точного описания. Поэты используют метафоры, эпитеты для придания своим стихам еще большей выразительности.
4. Какой «язык» присущ «мудрецу» и какой — «поэту»?
Мудрец может говорить на обычном разговорном языке, с применением научных терминов. Язык поэта - художественный. Это образы, эпитеты, метафоры, сравнения.
5. Что означают слова «крылатый слова звук», «Так, для безбрежного покинув скудный дол, Летит за облака Юпитера орёл…» и почему в стихотворении упоминается Юпитер и его орёл?
«Крылатый слова звук»: герой полагает, что стихи ведут с его сердцем таинственную беседу.
Завершается произведение в классическом духе с обязательным античным сравнением: летит за облака Юпитера орел. Эта птица – типичный спутник римского божества.
6. Почему «мудрец» не может преодолеть трудности выражения чувств и мыслей, а «поэт» преодолевает эти трудности мгновенно и легко?
Поэт и сам порой не может объяснить свое озарение. «Сноп молнии мгновенный»: озарение поэта – вспышка, метеор на небосклоне повседневности. Он транслирует образы и символы человечеству, открывает новое, возрождает из пепла забытые понятия, мечты.