Из русской литературы XIX века. 

Александр Сергеевич Пушкин

Проверьте себя (с. 84)

Что нового о Пушкине сообщил вам каждый из отзывов и чье высказывание близко вашему пониманию поэта? Чем интересны дли вас жизнь и личность Пушкина?

Поэт Лев Озеров пишет, что в творчестве Пушкина всегда останутся загадки.
H. В. Гоголь говорил, что всем хорошим в себе он обязан Пушкину. И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой считали себя учениками Пушкина.
В.Г. Белинский писал о том, что придет время всеобщего признания Пушкина.
Личность и жизнь Пушкина интересны стремительностью развития, страстью к поэзии, испытываемой поэтом с детства, поразительным кажется количество произведений, которые создал поэт.

Творческое задание (с.87)

Вы прочитали строки стихотворения, в котором Пушкин рассказывает о том, как к нему приходит вдохновение. На что вы обратили особое внимание? Сформулируйте ответ на вопрос: в чём своеобразие творческой работы А. С. Пушкина?

Пушкин отличался большим трудолюбием, в груде он «исцелял язвы», то есть душевные переживания.
Прежде чем произведение создавалось, оно могло долгие годы будоражить его душу во сне и наяву.
Творческие взлеты у Пушкина случались в основном осенью, причем даже ненастная погода не мешала его вдохновению. «Стихи преследовали его», это значит, что поэт переживал взлеты вдохновения, которые старался перенести на бумагу.
Поразительно сказал сам поэт о своем труде и вдохновении.
Сначала он «усыплен воображением», первые сигналы пробуждения поэзии - душа чувствует волнение, это волнение ищет выхода и находит его: мысли облекаются в рифмы, и поэт не может не писать.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите репродукцию портретов поэта, фотографии памятников ему. Подготовьте сообщение-рассуждение на темы: "Портреты поэта", «Памятники Пушкину», «Каким я представляю себе Пушкина» (на выбор).

                                  Каким я представляю себе Пушкина?

                 Это не очень высокий человек, но с яркой и выразительной наружностью. У него кудрявые темные волосы, большие глаза, чаще всего серьезное, задумчивое лицо.
             Безусловно, это знающий себе цену человек, у него гордая осанка, голову он держит всегда прямо. Обидеть себя он не даст.
В его доме есть место, где Пушкин может быть наедине с собой, — это его кабинет. Там много книг, ясно, что Пушкин — человек образованный, разносторонне развитый. На рабочем столе — порядок, вероятно Пушкин — организованный человек. Поэта волновали многие серьезные проблемы, чаще всего он находится в состоянии задумчивости, характерной для творческой личности.
            Это гениальный человек, его облик запечатлен на многочисленных портретах, изображен в виде памятников.

Обогащаем свою речь

1.  Что вас особенно поразило в описании Полтавского боя? Так ли вы представляли себе это грандиозное историческое сражение?

Меня особенно поразили в описании Полтавского боя красочность и грандиозность. Ни один исторический текст не сможет с такой же эмоциональностью передать эти события.

2.  Как вы понимаете строки и отдельные слова, словосочетания: «Горит восток зарёю новой», «Дым багровый кругами всходит к не бесам», «В кустах рассыпались стрелки», «Поле роковое», «Как пахарь, битва отдыхает», «И за учителей своих заздравный кубок подымает»? Какие картины возникают перед вашим мысленным взором? Какие литературные приёмы использованы поэтом для описания Полтавского боя и какой эффект достигается с их по мощью?

«Горит восток зарею новой» - восход солнца, начало дня.
«Дым багровый кругами всходит к небесам» - дым от пушек в свете зари становиться багровым.
«В кустах рассыпались стрелки» - большое количество стрелков спрятались в кустах.
«Поле роковое» - поле битвы.
«Как пахарь, битва отдыхает» - перерыв в битве, подготовка к дальнейшему бою.
«И за учителей своих заздравный кубок подымает» - каждая битва является опытом для всех.
При чтении этого произведения возникают картины ожесточённых боёв, храбрости русских солдат.
Поэт использует следующие литературные приёмы.
Метафоры: горит восток зарею новой.
Олицетворение:
на холмах пушки, присмирев,
прервали свой голодный рев.
Сравнение: как пахарь, битва отдыхает.
Антонимы: лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Эпитет: роковой огонь.
Многосоюзие и ряды однородных членов:
И Шереметьев благородный,
И Брюс, И Боур, и Репнин.
Аллитерации: молчит музыка боевая.
На холмах пушки, присмирев
Прервали свой голодный рев.
С помощью литературных приёмов достигается выразительность и красочность текста.

3.  Чем особенно важно было для русских войск сражение со шведами? Подтвердите свой ответ сведениями из истории. Какие примеры из текста подтверждают, что речь идёт об историческом сражении?

Для русских войск Полтавская битва стала переломным моментом в ходе Северной войны.
Полтавская битва – генеральное сражение Северной войны. Битва состоялась 27 июня 1709 года. Разгром шведской армии привёл к перелому в Северной войне в пользу России и, в результате её победы в Северной войне, к концу доминирования Швеции в Европе.
В тексте поэмы упоминаются исторические личности, описывается ход сражения – всё это является подтверждением того, что речь идет об историческом сражении.

4 . Сравните описание Петра I и Карла XII (их внешний вид, настроение, поступки и т. д.). Можно ли по этому описанию определить отношение автора к героям? Расскажите об одном из героев.

По описанию Петра I и Карла XII можно определить отношение автора к этим героям. Автор восхищается внешним видом, силой и умом Петра I. Карла XII же автор считает слабым, в нем нет величия императора.

Литература и изобразительное искусство (с.88)

1.  Рассмотрите репродукцию картины М. В. Ломоносова «Полтавская баталия». Известно, что, создавая мозаичную картину, её автор провёл со своими учениками три тысячи опытов, выплавил множество кусочков стекла. Какие впечатления остались у вас от этой картины? Какие детали картины перекликаются с отрывком «Полтавский бой» из поэмы «Полтава»?

От картины М.В. Ломоносова «Полтавская баталия» у меня осталось положительное впечатление. Картина прекрасно передает грандиозный бой. Многие из деталей картины перекликаются с отрывком «Полтавский бой» из поэмы «Полтава»:
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.

2.  Иллюстрации каких художников наиболее близки, по вашему мнению, пушкинскому тексту?

Наиболее близкие картины к тексту Пушкина: Ж. Натье «Битва под Полтавой», И. Владимиров «Полтавская битва».