Медный всадник. Пушкин

Размышляем о прочитанном (с. 126)

1. Какие художественные литературные средства и приемы помогли поэту воспеть град Петров и будущее России?

Поэма «Медный всадник» рассказывает об одном из наводнений, произошедших в Петербурге. Но начало поэмы (тот отрывок, который приводится в учебнике) повествует о строительстве и красоте города.
Это очень красивое описание. Первое, что читатель замечает сразу, — это противопоставление «пустынных волн» и «юного града», который «вознесся пышно, горделиво» на берегах Невы. Во-вторых, Пушкин использует очень яркие эпитеты, при помощи которых он создает потрясающую воображение картину: «бедный челн», «печальный пасынок», «ветхий невод», «громады стройные», «задумчивые ночи». Один из самых ярких эпитетов — «державное течение» Невы. Река и город, который стоит на ее берегах, будут представлять державу, город станет столицей.
Еще Пушкин использует метафоры («природой здесь нам суждено / В Европу прорубить окно») и метонимии («все флаги в гости будут к нам»).
Для описания города автор использует большое количество однородных членов» что помогает ему более точно рассказать о своих впечатлениях: Пушкин любит этот город, восхищается его красотой, верит в будущее города и России.

3. Кик вы понимаете строки?
«Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам...»

С помощью этих строк автор рисует выразительную картину: по водам Невы поплывут корабли, украшенные флагами своих государств, эти воды новые для них, потому что раньше не было города и не было возможности для торговли с Россией.

4. Какие чувства поэта пронизывают весь текст и передаются ли они вам?

Весь текст этого отрывка пронизывает чувство гордости за то решение, которое принимает Петр I, за величие и красоту города, который под его руководством строился. Кроме того, текст пропитан чувством любви к городу, это горделивое чувство передается читателям.

Фонохрестоматия

1.  Внимательно вслушайтесь в звучащий текст и определите, на какие части разбивает его чтец.

--

2.  Как бы вы озаглавили эти части?

--

3.  Какие чувства преобладают в актёрском прочтении каждой части?

--

4.  Как вы думаете, почему после слов «Прошло сто лет...» актёр заметно меняет ритм и эмоциональную окраску звучания стиха?

--

5.  Какими эпитетами вы охарактеризовали бы чтение актёром описания Петербурга?

--

Литература и изобразительное искусство (с. 127)

1.  Рассмотрите иллюстрации различных художников к пушкинским произведениям. Кто из них ближе, по вашему мнению, к пониманию характеров героев?

--

2. Какие памятники Петру I нам известны? Какой бы вы предложили памятник Петру, герою пушкинской "Полтавы"?

Наиболее известным памятником Петру I является скульптурная группа Э. М. Фольконе, установленная в Санкт-Петербурге на Сенатской площади.
Этот памятник описан в поэме A.C. Пушкина «Медный всадник» и даже стал её героем. Памятник в аллегорической форме показывает деятельность Петра, а также его характер и стиль правления.
Еще очень известен памятник М. М. Антокольского, где Петр I изображен в кафтане Преображенского полка. Памятники, отлитые по модели этого художника, поставлены в нескольких городах.
Петру I, герою пушкинской «Полтавы», можно было бы поставить такой памятник: Петр после боя сидит в кресле, он весел, жизнерадостен, в руке, поднятой вверх, держит заздравный кубок. Вся скульптура отразила бы торжество победы русских над шведами.