«Станционный смотритель». Пушкин

Творческое задание (с. 110)

Прочитайте повесть А.  С.  Пушкина «Станционный смотритель». Подтверждаются ли наблюдения А.  Л.  Слонимского вашими личными впечатлениями от повести, её языка, размышлениями о поступках героев?

Да, наблюдения А.Л. Слонимского подтверждаются моими впечатлениями. Язык Пушкина прост, точен, он не вдается в подробное объяснение поступков героев.
раз. о проч.

Размышляем о прочитанном (с. 122)

1. Что характерного из жизни станционных смотрителей рассказал автор? Какими чувствами окрашен этот рассказ?

В начале повести рассказчик сообщает о жизни станционных смотрителей следующее: они имеют низший чин, что не застраховывает их от ругани и даже побоев. Должность станционных смотрителей, по мнению рассказчика, настоящая каторга: во всех бедах проезжающие винят именно их. Короче говоря, не весела судьба станционного смотрителя, героя пушкинской повести.
Во время первой встречи рассказчик увидел Дуню девочкой лет четырнадцати, он отметил её удивительную красоту, разумность, умение вести беседу; сам смотритель был человек лет пятидесяти, «свежий и бодрый».
Через несколько лет рассказчик вновь оказывается в том месте, но смотритель из бодрого мужчины превратился в хилого старика. Смотритель рассказал проезжающему историю Дуни: девушка влюбилась в офицера и сбежала с ним. Самсон Вырин очень горевал о судьбе дочери, он даже предположить не мог, что она может быть счастлива. Он придерживался общепринятого мнения о том, что гусар натешится и бросит Дуню. Его предположения не сбылись: судьба Дуни сложилась благополучно, она превратилась в «славную барыню».

2.  Как вы думаете, почему рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя?

Рассказ ведется от лица автора – повествователя для того, чтобы передать отношение автора к Самсону, посмотреть на эти события со стороны.

3. В чем художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю о блудном сыне? Есть ли связь между ними и судьбой Дуни?  Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Библейская история о блудном сыне может быть перенесена на историю Самсона Вырина и его дочери. Но история о блудном сыне — это повествование иносказательное, об обретении человеком Бога в своей душе, а бытовая история Самсона Вырина — это история о маленьком человеке, который из-за своих представлений о жизни стал несчастным.
Сочувствие в повести вызывает Самсон Вырин, он главный герой повести, поэтому она и называется «Станционный смотритель». Но, сочувствуя печальной судьбе героя, мы понимаем, что он сам виновен в том, что вообразил судьбу дочери трагичной, его собственные убеждения во многом предрешили его судьбу.

4. В «Повестях Белкина» рассказчик и безвестные русские люди, рассказы которых он передает, отличаются отзывчивостью и чуткостью. Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина? Найдите в тексте повести эпизоды, подтверждающие ваш ответ.

Рассказчик не остается равнодушным к истории Самсона Вырина, он говорит о том, что долго не мог забыть старого смотрителя, долго думал и о Дуне. Он но доброй воле «решился посетить знакомую сторону». Когда рассказчик узнал о том, что прекрасная барыня приезжала на могилу смотрителя, он перестал жалеть о потраченных на поездку деньгах.
Также участие в жизни смотрителя принимал его приятель («приятель его советовал ему жаловаться»), но смотритель не внял его совету.
При сочувствии со стороны других людей Самсон Вырин не может справиться со своими проблемами, спивается и умирает.

5. Подготовьте Характеристику станционного смотрителя Самсона Вырина. Включите в свой рассказ цитаты из повести.

                                        Характеристика Самсона Вырина

Самсон Вырин - главный герой повести A.C. Пушкина «Станционный смотритель».
Вначале рассказчик повествует нам о печальной участи всех станционных смотрителей, а эпиграф, где есть слово «диктатор», звучит иронически, говорит об авторском отношении к герою.
Каков же герой произведения и почему его судьба привлекла A.C. Пушкина?
В начале повести Самсон Вырин — крепкий мужчина лет 50-ти, живущий на станции со своей дочерью Дуней, это простодушный человек, устроивший себе и Дуне незатейливый быт и порядок.
Интересно описание жилища смотрителя, где украшением служат картинки, изображающие историю блудного сына. Эта библейская история показана как бы не по-настояще- му. Читатель еще не знает о том, что случится дальше, по параллель Дуня - блудный сын уже сложилась в его сознании. Читателя поражает перемена, произошедшая со смотрителем в течение нескольких лет (далее уточняется — трех-четырех): из бодрого мужчины он превратился в хилого старика.
Наше сочувствие опять наталкивается на иронию рассказчика: «Я надеялся, что пунш развяжет язык моего старого знакомца».
Самсон Вырин рассказывает историю о побеге Дуни с гусаром Минским. Смотритель направился на её поиски, нашел Дуню и убедился, что ей хорошо, но выводы сделал такие: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да в бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкой».
Самсон Вырин — это «маленький человек», литературный образ, которому уделяли внимание писатели пушкинской эпохи. В повести «Станционный смотритель» автор анализирует психологию героя и делает выводы о том, что «маленький человек» - это не только социальное положение, но это еще и состояние души, которое характерно для таких людей.
Всё это делает жизнь «маленьких людей» часто невыносимой или приводит к драматическому финалу.
Так и случилось с Самсоном Выриным: он умер и покоится на кладбище, печальнее которого сложно найти.

6. Кому из героев рассказчик симпатизирует? Каким настроением пронизана вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?

Сострадание к герою - определяющий мотив в организации всего повествования. Именно в этом ключе описана встреча рассказчика с Выриным, именно это определяет эмоционально-сочувственную окраску текста.
Но сочувствие к герою сочетается с ироничным отношением к нему. Автор сопровождает описание смотрителя эпитетом «бедный», но это слово многозначно. «Бедный» — это и социальное положение, и отношение к жизни, и духовное развитие. Таким настроением и пронизана повесть.
Повесть заставила задуматься о том, что человек сам ответственен за свою судьбу, о том, что, как бы так ни было, нельзя предполагать плохое будущее, нельзя ждать от жизни неприятностей, потому что тогда они обязательно будут.

Литература и изобразительное искусство

Повесть «Станционный смотритель» проиллюстрирована рисунками художников М. Добужинского и Д. Шмаринова. Какие из них кажутся вам ближе к пушкинскому тексту? Каким вы представляли себе внешний облик героев? Чем отличается настроение, передаваемое художниками?

Ближе к тексту Пушкина рисунки М. Добужинского. Самсона я изначально представляла, как крепкого и бодрого мужчину, но во второй части он предстает перед читателем в облике дряхлого старика. Дуня представляется молодой красавицей с голубыми глазами. Минский представляется, как крепкий молодой мужчина.

Проект

Подготовьте сценарий вечера, посвящённого произведениям Пушкина: составьте программу конкурса чтецов, определите условия проведения конкурса иллюстраций, отберите отрывки из произведений для инсценирования, составьте перечень вопросов для литературной викторины, подберите музыкальное сопровождение для инсценировок.

План вечера
1. Конкурс чтецов.
2. Инсценировка отрывков из произведений «Борис Годунов», «Песнь о вещем Олеге».
3. Викторина по произведениям Пушкина
4. Выставка рисунков. Подведение итогов и награждение победителей.

Фонохрестоматия (с. 123)

1.  Начало повести — эмоциональный рассказ автора о станционных смотрителях — «сущих мучениках четырнадцатого класса». Какими интонациями окрашивает актёр чтение первых страниц произведения, полностью соглашаясь с рассказчиком?

Актёр окрашивает чтение первых страниц сочувствием и иронией.

2.  Что переживает рассказчик во время первого посещения почтовой станции в селе Н? Как меняется его настроение и как это отражается в чтении актёра?

Изначально автор приезжает на станцию раздраженный и промокший до нитки. Его настроение улучшается после того, как он отдохнул, согрелся и познакомился со смотрителем и его дочерью. Эти изменения в настроении автора актёр передает с помощью тона и интонации.

3.  Какое впечатление произвела на рассказчика обстановка станционного дома во время второго посещения? Как это впечатление передал актёр?

На рассказчика обстановка станционного дома во время второго посещения произвела удручающее впечатление. Актёр говорит об этом с пренебрежением и сожалением.

4.  Послушайте внимательно фрагмент из повести о третьем посещении рассказчиком села Н. Какими вы представили жену пивовара и деревенского мальчика Ваньку, прослушав их разговор?

Прослушав их разговор, я представляю жену пивовара грузной женщиной, немного уставшей. Ванька представляется бойким и смешным.

5.  Как вы считаете, почему Ванька назвал приехавшую в село дочь смотрителя «пре-красной барыней»? Только ли из-за её серебряной монеты?

Ванька назвал дочь станционного смотрителя «прекрасной барыней» так как она не была похожа на деревенских женщин: красиво одета, изящная, стройная.

Читаем самостоятельно

Прочитайте повесть «Барышня-крестьянка» из этого же цикла повестей и попробуйте ответить на вопросы:

1.  Насколько серьёзны разногласия и споры между Берестовым и Муромским?

Они были в ссоре из-за того, что один был помешан на всём английском (английский сад и т.д...), а другому, наоборот, нравилось всё русское. Это совершенно несерьёзная почва для разногласий, но герои к этому относились серьёзно.

2.  Что в характерах и в поведении Лизы Муромской и Алексея Берестова естественно, а что надуманно и ложно?

Алексей – добрый молодой человек, он хорошо воспитан и умен. Ему не нравятся чопорные и самовлюбленные барышни светского общества. Сам он жизнерадостный и веселый, любит посмеяться и порезвиться, поэтому он часто шутит и играет с дворовыми крестьянскими девушками. Они нравятся ему своим крепким здоровьем, ярким румянцем и веселостью. Алексей ведет активный образ жизни, часто ездит на лошади, любит охотиться. Он отказывается быть чиновником, ему не нравится скучная однообразная жизнь, Алексей не хочет корпеть над бумагами. Искренний и честный молодой человек влюбился в простую девушку, так как он ценит настоящие человеческие качества.

Лиза - барышня 17-ти лет. Она рано осиротела и воспитывалась отцом, богатым помещиком. Муромский баловал свою единственную дочь, даже нанял для ее воспитания и образования чопорную англичанку мисс Жаксон. Лиза, как и все уездные барышни, была романтична, но отличалась сообразительностью и развитой смекалкой. Когда она узнала, что в деревню приехал сын соседнего помещика Ивана Петровича Берестова, тут же решила сама с ним познакомиться.

Лиза знала, что отец давно враждует с соседом, но, прослышав про обаяние молодого Алексея, все же увлеклась мыслями о нем. Для этого она попросила свою горничную и поверенную в тайных делах Настю понаблюдать в Тугилове за молодым барином. Когда Настя рассказала, насколько тот хорош и воспитан, Лиза сразу же придумала, как с ним познакомиться. Переодевшись в крестьянку, она отправилась гулять в соседние владения. Там на нее напала хозяйская собака, а Алексей вовремя подоспел на помощь бедной девушке. Так они и познакомились. Лиза представилась дочерью кузнеца - Акулиной. С этого дня они встречались каждый день и гуляли в роще, но ничего большего девушка не позволяла и просила в деревне ее не искать.

Когда отец вздумал однажды пригласить Берестовых на ужин, Лиза страшно испугалась, но придумала новый план. Она нарядилась на английский манер, при этом изрядно набелила себе лицо, так что Алексей даже не узнал её. Правда раскрылась лишь тогда, когда Муромский решил выдать за Алексея свою дочь. Тогда Алексей пришел объяснить, что любит другую, то есть кузнецову дочь Акулину, и поэтому жениться на Лизе не намерен. Каково же было его удивление, когда он узнал, что Лиза и есть та самая Акулина.

3.  Как вы думаете, почему повесть заканчивается весело и счастливо?

Повесть заканчивается счастливо, потому что ее герои- хорошие люди, и автор отнесся снисходительно к ним и с юмором к распрям между их родителями.