Михаил Юрьевич Лермонтов

Проверьте себя (с. 131)

В чем особенность первых впечатлений детства Лермонтова? Какими талантами одарила природа поэта и как они проявились в жизни и творчестве?

Самые первые впечатления поэта связаны с прелестными пейзажами Пензенской губернии, где находилось имение Тарханы. Не менее яркие впечатления оставил Кавказ, куда бабушка возила часто болеющего мальчика. Кавказ с детских лет вошел в сознание Лермонтова как край свободы, как страна благородных, возвышенных страстей.
Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами: он обладал редкой музыкальностью, писал картины маслом, решал сложные математические задачи, владел несколькими иностранными языками, слыл сильным шахматистом.
Все давалось ему легко, но свой поэтический дар Лермонтов совершенствовал упорным трудом.

2.  Используя статью учебника и материалы биографических словарей, подготовьте сообщение о жизни поэта.

   М. Ю. Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в доме, стоявшем на месте высотного здания (ул. Садовая-Спасская, 21). Этот дом снимала его бабушка Е. А. Арсеньева. Лермонтова грудным ребёнком увезли в село Тарханы Пензенской губернии и вновь привезли в Москву, когда ему было пять лет.
    В 1828—1830 годах Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете, здание которого находилось на Тверской улице, на том месте, где теперь стоит Центральный телеграф. В пансионе существовало литературное общество, составлялись альманахи и даже ежемесячный журнал, где помещались ранние произведения Лермонтова. В ту пору им были созданы первые поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник».
    В 1829 году Лермонтов вместе с бабушкой переезжает на Малую Молчановку. Уютный одноэтажный деревянный особняк с мезонином, некогда утопавший в зелени, сейчас притулился за многоэтажными зданиями Нового Арбата. Мемориальная доска напоминает, что здесь в 1829—1832 годах жил великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Об этом свидетельствует и бюст поэта, установленный перед домом-музеем в 1994 году (скульптор А. Ваганов, архитектор М. Посохин). Финансировал проект Союз антикваров Москвы, поэтому на постаменте надпись — «Лермонтову — Союз антикваров».
    Обстановка этого трепетно-живого музея передаёт атмосферу, в которой рос и формировался поэт. Три комнаты первого этажа — большая и малая гостиные и комната бабушки Лермонтова Е. А. Арсеньевой, залитые в солнечные дни светом, обставлены мебелью 1830-х годов. В мезонин, где жил юный Лермонтов, ведёт внутренняя деревянная лестница. Вот по таким ступеням взбегал он в свою комнату... Сейчас там хранятся рукописи поэта, его библиотека, воссозданная сотрудниками музея, портрет отца.
    В этом доме в годы студенчества Лермонтовым было написано около 100 стихотворений, трагедия «Люди и страсти», драма «Странный чело-век» — во многом автобиографическое произведение, трагедия «Испанцы», поэмы « Исповедь», «Джюлио», «Последний сын вольности». Здесь юноша Лермонтов работал над поэмой «Демон», читал друзьям вольнолюбивые стихи, здесь они обсуждали жгучие вопросы современности.
    Из этого дома Лермонтов уезжает в Петербург. Может быть, именно эти переулки и улицы, прилегающие к Малой Молчановке, он представлял себе, когда 2 сентября 1832 года из Петербурга писал В. А. Лопухиной: «...Москва — моя родина и всегда ею останется. Там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив!»

(Материал из учебника Литература 8 класс, Коровина)

«Песня про купца Калашникова». Лермонтов

Размышляем о прочитанном (с. 149)

1. Какое чувство «»сталось у вас после чтения поэмы и кто из героев поправился вам больше других? Почему поэма названа Лермонтовым песней?

После прочтения поэмы осталось чувство сожаления по поводу того, что погиб честный человек купец Калашников, но остается чувство гордости, потому что этот герой воплощает в поэме тип истинно русского человека, защищающего свое личное достоинство, а также семью и род. Именно этот герой и вызывает наибольшую симпатию.
Автор называет свое произведение песней, потому что в нем выражается народная позиция в народной форме (в произведении много фольклорных элементов), в завершении автор прямо указывает на то, как должно преподноситься его произведение и зачем:
Красно начинали - красно и кончайте,
Каждому правдою и честью воздайте!
Тароватому барину слава!
И красавице - барыне слава!
И всему народу христианскому слава!
С этой целью должны были петь гусляры о том, что произошло в произведении.

2. Нарисуйте устно картины пира на царских палатах и кулачного боя. Какими предстают в этих эпизодах царь, Кирибеекич, Калашников?

Иван грозный устроил пир «во славу Божию, /В удовольствие свое и веселие». Он улыбается и велит подать вина. По традиции вино наливают в ковш и обносят всех, чтобы каждый выпил из него, восславив при этом царя.
Один опричник не стал этого делать, что рассердило царя: он стукнул палкой об пол и задал опричнику вопрос, почему он так себя ведет.
Кирибеевич отвечает царю и рассказывает о том, что он не веселится, потому что черная дума не дает ему веселиться. Очевидно, царь хочет узнать, что может так сильно печалить опричника. Он снова задает вопросы, перечисляя возможные проблемы. Кирибеевич рассказывает о своем благополучии: он богат, у него красивое оружие, много одежды. Но он любит Алену Дмитриевну, любит её очень сильно. «Как увижу её, я и сам не свой», — говорит Кирибеевич и просит царя отпустить его «в степи приволжские на житье на вольное, на казацкое».
Царь смеется в ответ и предлагает Кирибеевичу послать Алене Дмитриевне дары и посвататься к ней.
Далее на пиру поют гусляры о том, что Кирибеевич не сказал царю правды о том, что Алена Дмитриевна замужем.
Гусляры показывают народную оценку события, они называют Кирибеевича лукавым рабом и говорят о том, что он нарушает законы христианские.
Кулачный бой проходил утром, Москва прекрасна: поднимается солнце, освещает крыши, снег.
На реке Москве собирается народ для того, чтобы посмотреть на кулачный бой. Приехал и царь с дружинниками. Серебряной цепью «оцепили» место для боя. Кулачный бой - русская потеха, царь велит начинать его.
Первым выходит на бой Кирибеевич, кланяется царю. Он уверен в себе, в своих силах, трижды призывают для него противника — никто не выходит.
Тогда Кирибеевич говорит о том, что отпустит живым противника, только потешит царя.
Неожиданно биться с ним выходит купец Калашников. Но ведет себя иначе: кланяется сначала царю, потом церквям, потом всему народу.
.Кирибеевич спрашивает о том, как его зовут. Когда он узнает, что перед ним муж Алены Дмитриевны, он «побледнел в лице, как осенний снег». Но бой начинается.
Кирибеевич ударил Калашникова первым в грудь, удар был очень сильным, но Калашников «уловчился, приготовился .../и ударил своего противника прямо в левый висок со всего плеча». При этом он делал это для того, чтобы постоять за правду до последнего, а не для того, чтобы забавлять людей. И опричник «упал замертво».
Царь разгневался, велел схватить купца и привести к нему.
Он спрашивает купца, почему он убил насмерть верного слугу и лучшего бойца Кирибеевича. Царь обещал наградить победителя, но не сдержал своего слова и казнил Степана Калашникова. Так закончился кулачный бой. Кирибеевич и Калашников противопоставлены в этом бою, они не только физически противники, автор сопоставляет их мировоззрение. Правда на стороне Калашникова, поэтому он и побеждает.
Царь поступает в соответствии с традицией того времени: он казнит Калашникова. Но при этом казнь устраивает торжественную, тем самым показывая свое уважение к купцу.

3. В чем характер Алёны Дмитревны близок народному идеалу женщины, жены? Как речь Алёны Дмитревны, Калашникова, Кирибесвича характеризует каждого из них?
Дайте устный ответ на эти вопросы, заранее выписав цитаты из текста «Песни...», которыми вы будете подтверждать свои мысли.

Характер Алены Дмитриевны действительно близок народному идеалу. Она хорошая хозяйка, верит в Бога, муж для неё самый главный человек. Она честна перед мужем, и людьми. £ё речь эмоциональна, она очень подробно рассказывает о том, что с ней случилось. Алена Дмитриевна использует в своей речи народные элементы (повторы, слова с уменьшительными суффиксами и др.) В её речи отражено народное восприятие поступка Кирибеевича.
Речь купца Калашникова показывает его самоуважение, понимание того, что его семья и он оскорблены. Этот человек будет защищать свое достоинство до последнего.
Речь Кирибсевича тоже характеризует его: он страстная натура, склонен идти на поводу своих желаний. Кроме того, Кирибесвич хвастлив и высокомерен.
Речь царя - это речь самодержца. Он единовластно правит народом, так же решает исход поединка Калашникова и Кирибеевича.
--

Творческое задание

1. По мнению ученых-историков», образ Грозного сложен. Царь казнит Калашникова после тот как тот убивает Кирибсенича, не зная причины этого убийства оскорбления жены купеческой. Он обещает позаботиться о семье Калашникова,
но в то же время его слова пронизаны жестокостью к осужденному:
Я топор велю наточить-навострить...
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские.
Что и ты не оставлен моей милостью...
Таким образом, царский суд расходится с судом народа, который поет славу Калашникову. Согласны ли вы с этим суждением?

Образ царя Ивана Грозного отражает народное восприятие его личности.
Царь казнит купца Калашникова потому, что тот убил «вольной волею» (то есть преднамеренно) его любимого опричника. Он не знает истинной причины поступка Калашникова, народ тоже не знает, потому что Калашников открыл семейную тайну только братьям. Но можно предположить, что молва распространила истинные факты и народ жалеет купца Калашникова:
И проходят мимо люди добрые:
Пройдет стар человек - перекрестится,
Пройдет молодец — приосанится,
Пройдет девица - пригорюнится,
А пройдут гусляры — споют песенку.
Царь судит по закону, а народ - по-человечески. В этом и заключается главное расхождение.

2. В. Г. Белинский так характеризовал трех главных героев: (см. учебник)

Первая характеристика относится к царю Ивану Грозному, вторая — характеристика Кирибеевича, третья — Калашникова. Белинский — известный критик пушкинской поры. Его характеристики удивительно точно отражают суть каждого образа. Вероятно, они отражают народное восприятие, но оформлены народным языком. Они совпадают с авторским отношением к герою.

Обратимся к тексту.
Белинский говорит, что «взгляд царя — молния..., порыв гнева - смерть и пытка». Действительно, в поэме царь один принимает все решения, весь порядок установлен им одним, его решения - закон. Но такой он по воле времени, а по сути дух его не лишен благородства. Он готов помочь жениться Кирибеевичу, признает честность и порядочность Калашникова, не оставляет его семью без поддержки.
Кирибеевич действительно человек крайностей. Он переживает настолько сильно, что у читателей даже пропадает желание осуждать его за незаконное чувство. В глубине души Кирибеевич понимает свою неправоту (он потому и не рассказывает царю о том, что Алена Дмитриевна замужем), но ничего не может поделать с собой.
Необычной кажется характеристика купца Калашникова. Его характер Белинский называет тяжелым. Но тяжесть эта только для самого купца, он и погибает из-за нежелания сказать правду. Но так он поступает потому, что защищает честь жены, и этим он особенно симпатичен.
Этот образ нравится и народу. Это особенно ярко показано в сцене казни. Лермонтов характеризует героя с помощью постоянных эпитетов, характерных для народной поэзии: «лихой боец», «удалой купец», оценивает судьбу героя как несчастную («головушка бесталанная во крови на плаху покатилася»). Так авторская позиция отражает народную и передается читателю.

Фонохрестоматия (с.150) «Песня про купца Калашникова». Лермонтов

1. М. Ю. Лермонтов, подражая фольклорным произведениям, начинает «Песню...» с зачина. От чьего имени звучит зачин? К кому он обращён, к читателю или слушателю? Почему? Какое настроение создаёт у слушателя зачин песни, к чему готовит?

Зачин звучит от имени народных исполнителей и обращен он к слушателю, так как это не просто стихотворение, а песня. Зачин готовит слушателя прослушать историю. 

2. Какие интонации преобладают в голосе народного артиста России Сергея Сазонтьева, читающего описание царского пира?

--

3. Как актёру удаётся при чтении передать черты характера царя Ивана Грозного и молодого опричника Кирибеевича? Что в характерах этих персонажей подчёркивает актёр?

--

4. Как Кирибеевич рассказывает о себе царю и как — красавице, которая на него смотрит? Как вы думаете, почему в этом разговоре актёр подчёркивает самовлюблённость Кирибеевича, его уязвлённое самолюбие?

--

5. Как меняется характер чтения актёра, когда он переходит к описанию лавки и дома купца Степана Парамоновича Калашникова?

--

6. Какие качества характера Алёны Дмитревны удалось передать актёру при исполнении её рассказа мужу о том, что с нею произошло? Чем она была напугана, что терзало её душу?

--

7. Какие чувства звучат в голосе актёра, читающего описание московского утра в день кулачного боя? В чём причина сложности, противоречивости этих чувств?

--

8. Какие черты характера Кирибеевича и Калашникова подчёркивает в своём чтении актёр, воспроизводя события, предшествующие началу боя?

--

9. Какие средства выразительного чтения делают столь эмоциональной сцену казни Степана Калашникова в исполнении актёра?

--

Фонохрестоматия (с. 153) Молитва. Лермонтов

1.  Как меняется настроение, эмоциональное состояние актрисы, читающей стихотворение?

«Молитва». Это стихотворение наполнено настроением светлой печали. Лирический герой в трудную минуту жизни обращается к молитве, и «созвучья слов» оказывают на него волшебное влияние: ему становится легко. Поэт рассказывает о переходном состоянии души, когда грусть переходит в легкую радость.

2.  Помогает ли музыка Эдварда Грига глубже почувствовать содержание стихотворения? Какими эпитетами вы охарактеризовали бы музыку: грустная, скорбная, весёлая, светлая, нежная, радостная?..

Музыка Э. Грига светлая, немного грустная. Она помогает глубже почувствовать содержание стихотворения.

3.  Как вы думаете, может ли грусть быть светлой? Переживали ли вы когда-нибудь такое состояние? Расскажите об этом.

Я думаю, что грусть может быть светлой. Я переживал такое состояние, когда расставался на долгое время с друзьями и родными. 

Фонохрестоматия (с. 154) Ангел. Лермонтов

1.  Как актриса средствами художественного чтения передаёт неземную возвышенность, одухотворённость видения летящего ангела, небесных звуков его песни?

С помощью силы голоса и эмоционального чтения.

2.  С грустными, печальными или просветлённо-радостными интонациями актриса читает строки о земной жизни души, слышавшей звуки ангельской песни? Согласны ли вы с актрисой? Почему? Подготовьте развёрнутый ответ на эти вопросы.

«Ангел». Это стихотворение о том, как душа воплощается на Земле, как она себя чувствует в земном мире.
На небе — блаженство, на земле — печаль и слезы. Душа запомнила ангельские песни и томилась на земле. Души по воле Бога воплощаются на Земле, но им тягостно переживать земное бытие. Это стихотворение тоже переполнено настроением печали. В нем противопоставлены небесный и земной миры, что свойственно романтической поэзии. Причем земной мир несовершенен по сравнению с небесным. Это и является источником печали лирического героя.

Фонохрестоматия (с. 155)  «Когда волнуется желтеющая нива…»

1.  В стихотворении «Ангел» юный поэт противопоставляет «скучные песни земли» «звукам небес». Услышали ли вы такое противопоставление в чтении стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...» народной артисткой России Алиной Покровской? Противопоставлены ли здесь звуки земли (шум леса, звуки ветерка, лепет родника) и видение Бога в небесах?

В чтении народной артистки данного противопоставления нет. Здесь звуки земли и видение Бога в небесах представляют единую картину.

2.  Первые три строфы стихотворения — однородные придаточные предложения, начинающиеся с союза «когда», актриса читает примерно с одной интонацией, со схожей эмоциональной окрашенностью. Права ли она, ведь изображённые поэтом картины  так  различны:  «желтеющая  нива» — осень,  «ландыш  серебристый» — весна? Обоснуйте свой ответ.

Мне кажется, что актриса права. Хоть и картины различны, настроение, которое они передают, очень схоже.

Размышляем о прочитанном (с. 155)

1.  Какие переживания, связанные с красотой природы, передаёт поэт в стихотворении «Ангел» (блаженство, полнота жизни)?

«Ангел». Это стихотворение о том, как душа воплощается на Земле, как она себя чувствует в земном мире.
На небе — блаженство, на земле — печаль и слезы. Душа запомнила ангельские песни и томилась на земле. Души по воле Бога воплощаются на Земле, но им тягостно переживать земное бытие. Это стихотворение тоже переполнено настроением печали. В нем противопоставлены небесный и земной миры, что свойственно романтической поэзии. Причем земной мир несовершенен по сравнению с небесным. Это и является источником печали лирического героя.

2.  Какие чувства вызывает в поэте молитва («созвучье слов живых») в стихотворении «Молитва»?

«Молитва». Это стихотворение наполнено настроением светлой печали. Лирический герой в трудную минуту жизни обращается к молитве, и «созвучья слов» оказывают на него волшебное влияние: ему становится легко. Поэт рассказывает о переходном состоянии души, когда грусть переходит в легкую радость.

3. Когда и почему в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» «смиряется души тревога» у поэта? Что делает его счастливым?

«Когда волнуется желтеющая нива». В этом стихотворении рассказывается о том моменте, когда лирический герой на земле ощущает гармонию и даже счастье. Это возвышенное стихотворение о том, что только общение с природой помогает лирическому герою пережить божественные ощущения в своей душе:

И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...

Из средств выразительности для стихотворений характерно многосоюзие («и верится, и плачется, и гак легко, легко...»; «и месяц, и звезды, и тучи толпой...»; «И счастье я могу постигнуть на земле,/И в небесах я вижу Бога...»). Это придает плавность, напевность.
Также Лермонтов использует выразительные эпитеты («молитву чудную», «святая прелесть», «желанием чудным», «под теныо сладостной»). Эпитеты помогают передать настроение, отношение к описываемому.
Часто встречается в стихотворениях инверсия (обратный порядок слов): «в минуту жизни трудную», «под тенью сладостной», «желанием чудным полна».
На первое место автор выносит понятие, а далее размешает определение к этому понятию. Так автор выделяет наиболее значимое для него (понятие). Эти стихотворения объединены обшей темой — печали земной жизни. Стихи завораживают, вовлекают читателя в переживания лирического героя.
После знакомства с ними становятся понятны признания известных поэтов И. Бунина и Д. Мережковского, их восхищение и отзывы.

Творческое задание (с. 155)

Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях о Лермонтове? Подготовьте устный развёрнутый ответ на этот вопрос, напишите сочинение-эссе «Мой Лермонтов».

И.А. Бунин удивлялся тому, что к двадцати семи годам Лермонтов достиг такой высоты в своем творчестве. Действительно, трудно даже предполагать, чего бы он мог добиться еще. И эта оценка принадлежит И.А. Бунину, человеку выдающегося поэтического дара.
Интересна оценка Д.С. Мережковского: «Пушкин — дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии».
Люди, любящие стихи, обычно делятся на тех, кому ближе Пушкин, и тех, кому ближе Лермонтов. Очевидно, это связано с особенностями восприятия мира: абсолютно гармоничное и реалистичное у Пушкина и лишенное гармонии романтическое у Лермонтова.
Стихи Лермонтова всегда найдут своих читателей, потому что романтическое мироощущение у многих людей, именно они и любят стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Литература и другие виды искусства (с. 156)

Рассмотрите репродукцию портрета Лермонтова, фотографию памятника поэту, расскажите о своих впечатлениях. Какие ещё памятники Лермонтову вы видели? Расскажите о них.

Портрет и памятник представляют нам бунтующую личность, несогласную с устройством этого мира.
Печальные глаза на портрете говорят о том, что душа человека чаще всего находится в состоянии печали. Руки за спиной, устремленная вперед и как будто вверх фигура передают стремление вырваться из пут жизни, вместе с тем готовность бороться с собой, с мнением людей, умение принять и пережить тяготы бытия.
Иллюстрации к «Песне про купца Калашникова» удивительны. На картине художника И. Билибина изображен момент, когда Калашников победил Кирибеевича, На заднем плане царь, на переднем — погибший опричник. Центральная фигура - купец Калашников. Он доволен тем, что сумел отстоять честь своей семьи, гусляры готовы петь ему хвалебную песнь.
Художник Васнецов изобразил тот момент, когда Калашников выходит на бой. Лицо его передает решимость, вся фигура отражает готовность к бою, желание победить. Кирибеевич изображен спиной к зрителям, он не главная фигура на картине.
На картине Б. Кустодиева наоборот, спиной стоит Калашников. Кирибеевич уже нанес удар, который был очень сильним. Пошатнулся купец Калашников, но выстоял. Лицо Кирибеевича отражает растерянность, он понимает, что теперь ударит Калашников. Фигура царя отсутствует, автор сосредоточил внимание на самом поединке, отражающем борьбу двух мировоззрений.

Обогащаем свою речь

1.  Прочитайте начало «Песни... про купца Калашникова». На какие произведения фольклора похожи напевные интонации этого произведения? Характерны ли они для современной русской речи?

Начало «Песни…про купца Калашникова» похоже на былину.

2.  Как вы понимаете выражения: православный народ ею тешился; Опостыли мне кони лёгкие, / Опостыли наряды парчовые; Твоему горю пособить постараюся; Заря алая подымается; лепечет мне таинственную сагу; внимали той песне святой; есть сила благодатная?

Православный народ ею тешился – народ, получал удовольствие от этой песни.
Опостыли мне кони лёгкие, / Опостыли наряды парчовые – надоели кони быстрые, надоели наряды дорогие.
Твоему горю пособить постараюся – постараюсь помочь в решении проблемы.
Заря алая подымается – рассвет.
Лепечет мне таинственную сагу – тихо рассказывает историю.
Внимали той песне святой – внимательно слушали песню.
Есть сила благодатная – сила, наполненная счастьем.

Литература и изобразительное искусство

Среди иллюстраторов «Песни...» есть знаменитые художники (И. Билибин, В. Васнецов, Б. Кустодиев). Кто из них, по вашему мнению, вернее передал быт, одежду, характеры героев? Отличаются ли трактовки характеров героев «Песни...» в иллюстрациях художников?

Проект

Подготовьте электронную презентацию «Лермонтовские места России (Москва, Тарханы, Середниково, Петербург, Пятигорск)». Расскажите об этапах жизни поэта, связанных с этими местами, о произведениях, там написанных.

Программа вечера:
1. Конкурс чтецов;
2. Презентация;
3. Исполнение песен и романсов;
4. Чтение фрагментов воспоминаний о поэте;
5. Подведение итогов и награждение.