Иван Сергеевич Тургенев
Совершенствуем свою речь (с. 220)
Подготовьте устный рассказ о жизни писателя, используя статью учебника и материалы биографических словарей «Русские писатели XIX века»
Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) родился в дворянской семье, учился в московском, а затем в петербургском университетах. Обучение продолжил в Берлине (1838-1841).
Первоначально готовил себя к научной работе, но отказался от неё ради литературы. Большую часть жизни Тургенев провел за границей, во Франции он и умер.
Большую популярность принес Тургеневу сборник рассказов «Записки охотника» (25 рассказов, опубликованы полностью в 1851 году). В рассказах Тургенев выступил как противник крепостного права, обличал представителей своего класса. Также Тургенев известен как автор нескольких романов (.«Накануне», «Отцы и дети», «Рудин», «Дым»).
В последние годы жизни Тургенев написал цикл «Стихотворений в прозе». В них вошли его сокровенные мысли, мимолетные размышления о человеческой судьбе.
Также Тургенев всю жизнь писал стихи. Многие из них очень музыкальны, превратились в романсы. Очень популярен и сегодня романс «В дороге» на слова И.С. Тургенева.
«Бирюк»
Размышляем о прочитанном (с. 228)
1 . Прочитайте описание грозы, которая застала путника в лесу. Какие изобразительные приёмы использует писатель? Сопоставьте описание природы у Гоголя и Тургенева. Расскажите о результатах сравнения.
Писатель использует следующие изобразительные приёмы: эпитеты, олицетворения. У Тургенева описание природы образное и мрачное, у Гоголя подробное и красочное.
2. Какая сцена в этом маленьком рассказе может считаться самой важной? Объясните свой выбор. Подготовьте её исполнение в лицах.
В рассказе две важные сцены. Первая: ссора Бирюка с мужиком, который воровал лес. Вторая: автор попадает в хижину лесника.
3. Как относились мужики ближних деревень к Бирюку? Почему Бирюк отпустил провинившегося мужика и виновен ли мужик? Кто и когда называет героя рассказа Фомой, кто — Фомой Кузьмичом, кто — Бирюком? Как вы объясните это? Как Фома стал «бирюком»? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер? Почему рассказ назван «Бирюк»?
Бирюк охраняет господский лес. Обязанности свои выполняет ответственно, поэтому мужики окрестных деревень боятся его, даже хотели со свету сжить.
В любое время он мог оказаться возле нарушителя, пощады которому не было. В рассказе рассматривается один из таких эпизодов жизни бирюка. Но в данном случае провинившегося мужика он отпустил. Безусловно, юридически, если можно так выразиться, мужик виновен, но по-человечески бирюк понял его, потому что тот находится точно в таком же бедственном положении, как сам бирюк.
Бирюком называют человека угрюмого и нелюдимого. Так оно и есть. Характер героя действительно такой. Но его отношение к делу заслуживает уважения, поэтому к нему еще обращаются и по имени.
Бирюком и Фомой героя называет рассказчик, а Фомой Кузьмичом — пойманный мужик. Эго можно объяснить тем, что кличка отражает особенности человека, а имя, тем более имя и отечество, ставят героя наравне со всеми остальными людьми. Бирюк - человек, имеющий драматичную судьбу, способный понять нужды других людей.
Жизнь Фомы привела к тому, что он стал бирюком. От него сбежала жена, он один выращивает двух детей. Он, несмотря на ревностное исполнение своих обязанностей, живет очень бедно. Его суровый и нелюдимый характер во многом вызван обстоятельствами его жизни.
Рассказ назван «Бирюк», потому что в центре внимания автора судьба этого человека, который имеет хорошие внутренние качества, но живет очень плохо, потому что является крепостным.
4. Как, по вашему мнению, автор относится к героям рассказа «Бирюк»
Автор положительно относится к героям рассказа.
Совершенствуем свою речь
1. Опишите (устно) избу лесника. Мы читаем слова охотника: «Я посмотрел кругом, — сердце во мне заныло». Возникло ли у вас такое же чувство при чтении этого текста? Рассмотрите иллюстрации к рассказу. Так ли вы представляли себе героев?
Да, я так представляла себе героев. При чтении этого текста мне стало очень жаль этого человека и его детей.
2. Обратите внимание, насколько велико число синонимов к слову «сказал» у Тургенева (возразил, повторял, продолжал, заговорил, подхватил, загремел, закричал и т. д.). Подумайте, что достигается этим. Как через синонимы выражается отношение автора к сказанному и сказавшему?
Этим достигается выражение характера героев, передаются их эмоции.
3. Подготовьте художественный пересказ текста (описание портрета Бирюка или одного дня жизни лесника — на выбор).
Этого угрюмого лесника люди прозвали бирюком. Он был высокий и плечистый. У него была широкая мускулистая фигура и мужественное лицо, не выдающее никаких эмоций. Обратимся к портрету Бирюка из произведения. «Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложён на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза … »
Творческое задание
Известны свидетельства современников писателя о том, что в решении Александра II освободить крестьян «Записки охотника» сыграли большую роль.
Сам писатель хотел, чтобы на его памятнике после смерти были выгравированы слова о том, что его книга «Записки охотника» послужила делу освобождения крестьян. Покажите на примере рассказа «Бирюк» значение подобного произведения в решении отмены крепостного права в России.
Диалог Бирюка с мужиком дает понять, что положение крестьян было тяжёлым:
« - Отпусти… с голодухи… отпусти!
- Знаю я вас, - угрюмо возразил лесник, - ваша вся слобода такая – вор на воре.
- Отпусти, - твердил мужик: - приказчик… разорены… во как… отпусти!
- Разорены!... Воровать никому не след.
- Отпусти, Фома Кузьмич… не погуби. Ваш-то, сам знаешь, заест, во как.
Бирюк отвернулся. Мужика подёргивало, словно лихорадка его колотила. Он встряхивал головой и дышал неравно.
- Отпусти, - повторял он с унылым отчаяньем, - отпусти, ей-богу, отпусти! Я заплачу, во как, ей-богу. Ей-богу, с голодухи… детки пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится.
- А мне что? Всё едино – пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби – один конец; что с голоду, что так – всё едино. Пропадай всё: жена, дети, - околевай все… А до тебя, погоди, доберемся!»
Фонохрестоматия (с. 229) Бирюк
1. Какие средства выразительного чтения позволяют актёру передать особое, редкое явление природы — грозу в лесу? Какие чувства гроза заставляет пережить рассказчика, читателя и слушателя? К каким событиям подготовляет читателя и слушателя такое начало рассказа?
С помощью силы голоса и интонации актёру удается передать грозу в лесу.
2. Какие чувства и мысли автора передаёт актёр при чтении описания избы лесника?
Актёр передает бедственное положение лесника, его силу духа и честность.
3. Как меняются интонации актёра, когда он переходит к описанию внешности лесника?
Актёр с восхищением описывает внешность лесника.
4. Как вы думаете, почему музыка начинает звучать после восклицания рассказчика: «А, ты Бирюк?!»
Музыка делает этот эпизод эмоциональным.
5. Как Бирюк разговаривает с барином? Какие черты характера лесника подчёркивает актёр, воспроизводя этот разговор?
Бирюк немногословен в разговоре с барином. Актёр подчеркивает благородство и угрюмость лесника.
6. Какие черты характера Бирюка стремится донести до слушателя актёр, читая диалог лесника и крестьянина-вора?
Честность и неподкупность.
7. Как реагирует лесник на истошные обвинения и угрозы крестьянина?
Угрозы и обвинения крестьянина удивляют лесника.
8. Какое объяснение неукоснительного исполнения лесником своего долга звучит убедительнее: «Воровать никому не след» или «Я тоже человек подневольный»? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Первое объяснение звучит убедительнее. Бирюк исполняет свой долг честно, потому что он от природы такой человек, а не потому что ему «велели».
Стихотворения в прозе
Размышляем о прочитанном (с. 230)
1. Что говорит Тургенев о русском языке? Почему такие большие надежды возлагает писатель на русский язык?
В стихотворении в прозе «Русский язык» автор размышляет о любви к родине. Судьба родины вызывает у автора горькие раздумья, «но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».
3. В стихотворении «Два богача» Тургенев сравнивает богача Ротшильда и простои» мужика. В чью пользу сравнение и почему?
«Два богача». Легко оказывать благодеяния, если ты имеешь деньги. Богатство мужика духовное: он сам беден, но помогает ближнему, потому что так велит его душа. Помогать людям нужно по велению сердца, а не потому, что так нужно.
Фонохрестоматия (с. 231) «Русский язык»
Прислушайтесь к музыке, сопровождающей чтение тургеневского стихотворения в прозе. Помогает ли музыка Модеста Петровича Мусоргского полнее прочувствовать мысли и переживания поэта? В чём музыка созвучна содержанию стихотворения?
Музыка М.П. Мусоргского свободная и могучая, она помогает полнее прочувствовать мысли и переживания поэта.
Два богача. Тургенев
1. Когда автор говорит о Ротшильде, он «умиляется». С каким чувством читает эти слова актёр? Нет ли здесь иронии? Есть ли у актёра основание читать с иронией?
Актёр читает о Ротшильде с иронией, так как сам автор подчёркивает эту иронию.
2. Как вы охарактеризуете чтение актёром диалога крестьянина и его жены? Сумел ли он передать характеры этих людей?
Актёр смог показать, что крестьянин и его жена – это люди широкой и большой души.
Размышляем о прочитанном (с. 231)
1. В чем особенности творческой позиции И. С. Тургенева?
Главная особенность творческой позиции И.С. Тургенева в том, что он в молодые годы дал так называемую «аннибалову клятву» и поклялся посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа.
Тургенев стремится занять позицию объективного отношения к жизни, ориентируется на установки «натуральной школы» (писатели стремились изображать действительность как можно объективнее).
Тургенев стремился без прикрас показать противоречивость народного характера, но одновременно с этим убеждает читателя, что именно в зависимом и социально униженном русском крестьянстве скрыт нравственный потенциал нации. Как великий художник, Тургенев мог почувствовать только что зарождающиеся явления жизни и отразить их в произведениях.
2. Подготовьте на основе прочитанного небольшой диалог о писателе («Разговор о жизни и творчестве Тургенева»).
--