Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Проверьте себя (с. 271)

1. Как впечатления детства писателя отразились в его произведениях?

«Я вырос на лоне крепостного права...» - так писал Салтыков-Щедрин в своих воспоминаниях.
Мать Салтыкова-Щедрина отличалась властным, прямым и практичным характером. В доме царили бережливость и скопидомство. И все ужасы крепостного права прошли перед глазами мальчика. Он рано познакомился с жизнью и тяготами крепостных крестьян, много беседовал с ними. Поневоле тяжелое положение сближало крестьян и мальчика.

2. Почему Салтыков стал Щедриным? Об этом есть целый ряд версий. Одну из них изложил сын писателя К. М. Салтыков: «...Мало кому известно, отчего отец избрал себе псевдонимом фамилию „Щедрин". Дело обстояло так. Ему когда он состоял еще на государственной служб, намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией... Моя мать и предложила ему избрать псевдонимом что-либо подходящее к слову „щедрый", т. к. он в своих писаниях был чрезвычайно щедр на всякого рода сарказм». Есть и другие объяснения. Этот псевдоним связывают со словом "Щедрина" (след от оспы). Как бы вы объяснили смысл псевдонима писателя?

Псевдоним «Щедрин» легко соотносится с именем этого писателя. Именно корень - щедр - дает основное значение псевдонима: щедрый, отдающий всего себя. Тем более, как написал в воспоминаниях сын писателя, такой псевдоним посоветовала взять Михаилу Евграфовичу его жена (так как «он в своих писаниях был чрезвычайно щедр на всякого рода сарказмы»).

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Размышляем о прочитанном (с. 280)

1. Какие чувства пробуждает у читателя сказка (осуждение, сочувствие, негодование, грусть)? Почему?

Сказка пробуждает чувство осуждения к генералам. Они ведут бессмысленный образ жизни.

2. Чем интересны диалоги генералов и как они их характеризуют? Как меняется отношение генералов к мужику?

Диалоги генералов в гиперболической (преувеличенной) форме показывают их полное невежество: они только сейчас открыли для себя, что пищу нужно готовить, а генералы думали, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Кроме невежества, генералы демонстрируют пустоту своей души, отсутствие целей в жизни: день их строился с утра до ожидания ужина. И всё.
Отношение к мужику у генералов меняется. Сначала они агрессивно «накинулись на него». Они в полной уверенности, что мужик не будет протестовать. Поражает их уверенность в том, что они правы: «Вот как хорошо быть генералами - нигде не пропадешь!» Впрочем, они позволяют мужику и отдохнуть, но при этом заставляют свить для себя же самого веревку, чтобы не убежал. Они тиранят мужика, а он соглашается с этим.
По пути в Петербург они опять его ругали, а благодарность за их спасенные жизни — рюмка водки да пятак серебром. Так автор показывает высшую форму неблагодарности, неспособность генералов оценить чужой труд, паразитическое отношение к жизни.

3. Чем отличается щедринский смех, направленный против генералов и мужика? Как автор относится к героям?

В сказке Салтыков-Щедрин высмеивает и генералов, и мужика.
Над генералами он смеется зло, саркастически. Он показывает в преувеличенном виде их полную неспособность к жизни, невежество, неумение трудиться, при этом агрессивное осознание своего права на блага жизни, уверенность в том, что кто-то должен их обслуживать только потому, что они генералы.
Мужик выглядит ребенком с неразвитым сознанием. Он позволяет закабалить себя, подчиняется требованиям генералов и даже рад им услужить. Эта покорность поражает автора, и он с горькой иронией повествует об этом. Это уже смех сквозь слезы.

4. Художественные особенности каких народных сказок (волшебных, бытовых) чаще использует в своей сказке Салтыков-Щедрин (приведите примеры).

Автор чаще использует художественные особенности бытовых сказок, так как герои не обладают волшебными силами и описывается обычная, бытовая ситуация.

5. Какую роль в создании комических ситуаций играют гиперболы, гротеск? Приведите примеры использования названных художественных приёмов в сказке.

Гипербола используется для преувеличения глупости генералов:
«Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности».
Гротеск используется в сцене остервенения генералов:
«Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».

Литература и изобразительное искусство (с.281)

Как писатель и художники-иллюстраторы, каждый своими средствами, высмеивают беспомощность и никчёмность генералов? Прочитайте приведённое ниже высказывание Салтыкова-Щедрина. Согласны ли вы с писателем?«...Всякий честный человек, читая мои писания, непременно отождествляет мои чувства и мысли со своими. Это он так чувствует и мыслит, а мне только удалось сойтись с ним сердцами...»

Писатель высмеивает генералов при помощи определенных художественных средств:
- прием несоответствия (генералы должны быть умными, образованными, а в сказке они глупы и невежественны);
- гипербола (преувеличение глупости, никчемности генералов);
- гротеск (фантастическое озверение генералов).

Художники-иллюстраторы тоже пользуются своими средствами.
На иллюстрации М.Черемных изображены фигуры разного размера: мужик большой, а генералы маленькие, при этом они «нападают» на мужика, а он озадачен, даже испуган. Это смешно. Еще одежда генералов выглядит комически: ночная рубашка и форменная фуражка. Это тоже прием несоответствия.
На иллюстрации художника Н.Муратова ничтожество генералов показано еще ярче: две фигуры изображены на заднем плане, вокруг изобилие, а они обессилели от голода. Мужик же с усердием исполняет порученную ему работу. Он мог бы уйти, но в полусогнутом состоянии ловит дичь, старается, усердствует, не размышляя и не анализируя происходящего. Он крепок и силен, но выглядит смешным и жалким.

Читаем самостоятельно

Прочитайте самостоятельно ещё одну сказку М. Е. Салтыкова-Щедрина — «Дикий помещик». Подумайте, к каким сказкам можно её отнести — юмористическим или сатирическим. Объясните название сказки и скажите, встречаются ли в ней такие литературные приёмы, как гипербола или гротеск. Если да, то с какой целью вводит их автор? Приведите пример. Против каких пороков тогдашнего общества направлена сказка «Дикий помещик»?Подготовьте художественный пересказ сказки или выразительное чтение текста, подчеркнув иронию автора.

Сказку «Дикий помещик» следует отнести к сатирическим сказкам. В ней в резкой форме высмеивается отношение власть предержащих к народу, глупость помещичьего сословия.
Название «Дикий помещик» можно объяснить так: герой на самом деле одичал без своих крестьян, кроме того, «дикими» являются его взгляды на жизнь, когда он полагает, что мужики мешают ему жить.
В сказке встречаются и гипербола, и гротеск. Гиперболизируется глупость помещика, отсутствие жизненных навыков. В гротескной форме показано, как он одичал: оброс шерстью, стал есть сырое мясо, подружился с медведем.
Оба приема используются автором для создания сатирического эффекта. Сказка направлена против общественного устройства того времени: класс помещиков паразитировал на мужиках, а мужики отличались завидной покорностью (их можно прогнать, а потом вернуть, отловив рой мужиков и водворить его на место).

Обогащаем свою речь

1. Какие слова «Повести...» напоминают народные скалки и в то же время как переосмысливаются в ней? Например, где стоят и что значат в тексте слова «мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало»? Подберите синонимы к словам «служили», "примите уверение", "упразднили". Подумайте, с какой целью эти слова используются писателем, что достигается благодаря введению их в текст сказки.

Как «живет» слово в щедринской сказке?

Сказочные выражения используются писателем исключительно интересно.
Например, «ни в сказке сказать, ни пером описать». Такое выражение в народных сказках используется при описании красивой девушки, например, а в сказке Салтыкова- Щедрина так:«... сколько тут денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать».
Такое несоответствие помогает писателю в создании сатирического эффекта. Слова «мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало» в сказках используется в конце, а у Салтыкова-Щедрина эти слова из косвенной речи мужика: «И что ж! оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало».
Это подчеркивает и народность образа мужика и комичность ситуации одновременно.

«Служили» — работали, состояли на службе.
«Примите уверения» — поверьте.
«Упразднили» — закрыли.

Это слова делового стиля, они употребляются в сказке для того, чтобы с помощью приема несоответствия усилить ее сатирическое звучание.

2. Найдите в тексте слова "тунеядец", "тунеядство" и подумайте, какое значение имеют они в каждом случае. Что подчеркивается автором с помощью этих слов?

«Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришла даже мысль: «не дать ли тунеядцу- частичку?»
«...Как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!»
«Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за тунеядство — этого ни пером описать, ни в сказке сказать».
Тунеядец - человек, который не работает, хотя может это делать.
В сказке передано полное искажение представлений о жизни: генералы сами тунеядцы, а считают таковым мужика. Самое печальное, что и он сам не осознает своей значимости в жизни (см. второй пример) и поэтому готов подчиниться генералам. Внутреннее рабство — вот что исследовал Салтыков-Щедрин в своих произведениях.

Фонохрестоматия (с. 282) Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1.  Генералы по характеру службы и образу жизни так похожи, что отличить их друг от друга, казалось бы, невозможно, но актёр старается придать каждому из них хоть какую-нибудь индивидуальность. Как это удаётся сделать актёру? Как вы думаете, зачем это было необходимо сделать актёру, читающему текст сказки слушателям?

С помощью интонации и темпа актёр придает индивидуальность каждому генералу. Это нужно для того чтобы показать, что это два разных человека.

2.  Какими средствами выразительного чтения актёр передаёт состояние генералов во время громкой читки «Московских ведомостей»?

Силой голоса и интонацией.

3.  Как преображается речь генералов, её тон, эмоциональная окрашенность, когда они, найдя мужика, начинают его отчитывать?

Речь генералов становится громкой, тон становится строгим.

4.  Сопоставьте «философские» разговоры голодных генералов с их рассуждениями после того, как мужик их накормил. Как актёр передаёт разницу в состоянии генералов во время голодного бедствования и в период сытого благополучия?

Когда генералы голодные все их размышления сводятся к еде:
«Одним словом, о чём ни начинали генералы разговор, он постоянно сводился на воспоминание об еде, и это еще более раздражало аппетит.»
После того, как мужик их накормил, они снова мечтают о далеком:
«Сделались наши генералы весёлые, рыхлые, сытые, белые. Стали говорить, что вот они здесь на всём готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние всё накапливаются да накапливаются.»

5.  Какие глубинные мысли и чувства скрыты в, казалось бы, бес страстном произнесении актёром слов: «Сколько они ругали мужичину за его тунеядство — этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик всё гребёт да гребёт, да кормит генералов селёдками»?

Эти слова показывают, что русский мужик, хоть его ругают и обижают, безропотно работает на своего барина.

 

Размышляем о прочитанном (с. 283)

Подумаем и мы с вами над вопросами, которые мучили писателя: приносят ли пользу его произведения? Не напрасно ли он трудился? Нужен ли нам Салтыков-Щедрин сегодня?

Безусловно, произведения Салтыкова-Щедрина нужны сегодня, более того, вдумчивый читатель найдет для себя ответы на многие вопросы о русской жизни. Изменились формы жизни; но осталась сущность русского характера, постигнуть которых легче, если читать (только внимательно) произведения Салтыкова-Щедрина.

Творческое задание

Нужна ли сатира обществу и каждому человеку? Чем страшно «самодовольное ничтожество»? В чем заключается общественная роль писателя-сатирика?  Напишите сочинение-рассуждение на эту тему.

Сатира нужна и отдельному человеку, и всему обществу. Если порок осмеян, значит, он обнаружен и теряет свою силу. Талант писателя-сатирика очень часто приносит ему горечь разочарования из-за того, что современники не понимают его, что он встречает на своем жизненном пути «самодовольное ничтожество», то есть людей, которым все равно, что происходит вокруг них, они ничего не могут дать ни окружающим, ни обществу, при этом довольны собой. Общественная роль писателя-сатирика заключается в том, чтобы будить человеческие умы и души, привлекать их внимание к тем сторонам жизни, которые нуждаются в исправлении.

Литература и изобразительное искусство

1 . Рассмотрите иллюстрации. Так ли вы представляли себе эпизоды и героев, о которых рассказал Щедрин? На что обращают внимание читателей художники-иллюстраторы? Каковы (по вашим наблюдениям) приёмы создания комического, смешного в книжной графике?

Я представлял себе героев немного иначе. Художники изображают людей увеличивая и уменьшая их размеры, что выглядит неестественно, зато хорошо подчеркивает то, что высмеивает автор.

2.  Найдите в ресурсах Интернета другие иллюстрации к сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина. Подготовьте устный отзыв о них.

--