УРОК 45. Правописание ться и тся в глаголах

Задание №1

Вставь вместо пропусков ться или тся.
Чудак Иван
Купил диван,
Чтоб с горки прокати_
Но тут же понял, что диван
На это не годи_:
И вот остался во дворе
Диван на ледяной горе.
В. Лапин

Подчеркни безударные гласные в корне слова.

Ответ:

Чудак Иван
Купил диван,
Чтоб с горки прокатиться
Но тут же понял, что диван
На это не годится:
И вот остался во дворе
Диван на ледяной горе.

Задание №2

Вставь пропущенные буквы. В выделенных глаголах на месте пропусков вставь ться или тся.
Чудеса
Я признаюсь вам заранее,
Что придумал это сам:
Я в т_традь для р_сования
Собираю чуд_са.
По_зда л_тят по небу,
Мчат по суш_ к_рабли.
А косцы идут по снегу,
Где ромашки расцвели.
«Это глупо и нелепо... —
Брат мой серди_ в ответ. —
Как же по_зд в_едет в небо,
Если в неб_ рельсов нет?!
Напридумывают тоже.
Ведь к_рабль без в_ды
Никуда уплыть не может —
Вмиг сломаются винты...
Что касае_ ромашек,
Как их выкосить в сн_гу:
Много в шуб_ не намашеш_,
Да особенно в пургу...»
Брат мою не пон_л шалость.
Всё в тетрад_ _смеял.
Только я не об_жаюсь —
Он ещё г_дами мал.
Но ведь скучн_й жизнь была бы,
Если б не было чудес.
У меня н_стольной ламп_й
Светит звёзд_чка с н_бес.
А. Дементьев

Ответ:

Чудеса
Я признаюсь вам заранее,
Что придумал это сам:
Я в тетрадь для рисования
Собираю чудеса.
Поезда летят по небу,
Мчат по суше корабли.
А косцы идут по снегу,
Где ромашки расцвели.
«Это глупо и нелепо... —
Брат мой сердится в ответ. —
Как же поезд въедет в небо,
Если в небе рельсов нет?!
Напридумывают тоже.
Ведь корабль без воды
Никуда уплыть не может —
Вмиг сломаются винты...
Что касается ромашек,
Как их выкосить в снегу:
Много в шубе не намашешь,
Да особенно в пургу...»
Брат мою не понял шалость.
Всё в тетради осмеял.
Только я не обижаюсь —
Он ещё годами мал.
Но ведь скучной жизнь была бы,
Если б не было чудес.
У меня настольной лампой
Светит звёздочка с небес.

Задание №3

Догадайся, какие слова пропущены, и впиши их. Обрати внимание: все эти слова из орфографического словарика.
_ — это описание наиболее значительных фактов чьей−либо жизни в хронологическом порядке.
Митя достал из портфеля _ с колбасой.
Лес — наше национальное _.
Говорят, что в споре рождается _.
В Москве есть музей древнерусской культуры и _ имени Андрея Рублёва.
На многих гербах есть _ орла.
Ваня всегда _ к урокам, он же отличник.
Перед сном принято _ спокойной ночи.
Проверь себя: сравни своё написание этих слов с написанием в упражнении 5 учебника.

Ответ:

Биография — это описание наиболее значительных фактов чьей−либо жизни в хронологическом порядке.
Митя достал из портфеля бутерброд с колбасой.
Лес — наше национальное богатство.
Говорят, что в споре рождается истина.
В Москве есть музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
На многих гербах есть изображение орла.
Ваня всегда готовится к урокам, он же отличник.
Перед сном принято желать спокойной ночи.