УРОК 59. Правописание глаголов
Задание №1
Распредели слова по столбикам.
мельни[ца], мы[ца], сахарни[ца], приятно познакоми[ца], учительни[ца], сестри[ца], прося[ца], закрывае[ца], слуша[ца], слушае[ца], верти[ца], верте[ца], показа[ца], покаже[ца], скры[ца], скрое[ца]
Проверь себя: среди слов 4 имени существительных и 12 глаголов, 6 из них — это глаголы в начальной форме.
Ответ:
Имена сущ. | Глаголы в н.ф. | Глаголы наст.вр. и буд.вр. |
мельница | мыться | просятся |
сахарница | приятно познакомиться | закрывается |
учительница | слушаться | слушается |
сестрица | вертеться | вертится |
показаться | покажется | |
скрыться | скроется |
Задание №2
Помнишь, какой буквой записывается звук [о] после шипящих в окончаниях глаголов? Правильно, буквой ё. А про ь после шипящих в глаголах ты помнишь? Молодец, а теперь сделай упражнение по образцу.
Образец: стригу — стрижёшь
я | ты | я | ты |
пеку | потеку | ||
берегу | сберегу | ||
пересеку | испеку |
Ответ:
я | ты | я | ты |
пеку | печёшь | потеку | потечёшь |
берегу | бережёшь | сберегу | сбережёшь |
пересеку | пересечёшь | испеку | испечёшь |
Задание №3
Вставь необходимые буквы на месте пропусков.
Ду_т вет_р, кача_т д_ревья, гон_т волны, шуршит п_ском. Сколько силы зря пр_пада_т, а не запряч(?) ли вет_р? И ч_л_век п_строил крылатые мельницы. Х_р_шо? Х_р_шо, да не совсем. Се_одня вет_р есть, а за_тра нет. П_думал ч_л_век: в_да в р_ке всегда б_жит. П_строил кол_со с л_патками, п_грузил в поток. В_да толкнула кол_со, и пош_л новый двигатель — в_дяной, з_шумел, зар_ботал без устали. Х_р_шо? Ещё бы. Только вот б_да — не всюду есть подх_дящая речка. Пришлось новую силу искать. Видел, как на кипящем чайник кры_ка прыга_т? Кто её толка_т? Пар. Знач_т, пар — сила. 3_пряг ч_л_век пар в пар_вую м_шину, и п_шли по з_мле пар_возы, а по м_рям — пар_ходы. Х_р_шо? Х_р_шо, только оч_нь прожорливой ок_залась новая машина: слишком много надо в её котле дров или угля — жеч(?). И опять пришлось ч_л_веку новые двигатели придумывать: электрические, реактивные, а в последн_е время и атомные. Каждый новый двигатель чем−нибудь да лу_ше стар_.
К. Маркуша
Обозначь части слов, в которых находятся вставленные буквы.
Ответ:
Дует ветер, качает деревья, гонит волны, шуршит песком. Сколько силы зря пропадает, а не запрячь ли ветер? И человек построил крылатые мельницы. Хорошо? Хорошо, да не совсем. Сегодня ветер есть, а завтра нет. Подумал человек: вода в реке всегда бежит. Построил колесо с лопатками, погрузил в поток. Вода толкнула колесо, и пошёл новый двигатель — водяной, зашумел, заработал без устали. Хорошо? Ещё бы. Только вот беда — не всюду есть подходящая речка. Пришлось новую силу искать. Видел, как на кипящем чайник крышка прыгает? Кто её толкает? Пар. Значит, пар — сила. 3апряг человек пар в паровую машину, и пошли по земле паровозы, а по морям — пароходы. Хорошо? Хорошо, только очень прожорливой оказалась новая машина: слишком много надо в её котле дров или угля — жечь. И опять пришлось человеку новые двигатели придумывать: электрические, реактивные, а в последнее время и атомные. Каждый новый двигатель чем−нибудь да лучше старого.
Задание №4
Разгадай кроссворд.
По горизонтали:
5. Игра в ответы на вопросы, обычно объединённые какой−нибудь общей темой.
7. Видимая граница неба и земной или водной поверхности.
8. Письменный пересказ текста своими словами.
По вертикали:
1. То, что существует в действительности, правда.
2. То, что разводят в печи. С ним нельзя играть.
3. Руководитель учебного заведения.
4. Дикий, труднопроходимый лес.
6. Разговор между двумя и более лицами.
Ответ:
По горизонтали:
5. викторина
7. горизонт
8. изложение
По вертикали:
1. истина
2. огонь
3. директор
4. тайга
6. диалог