УРОК 60. Правописание глаголов
Задание №1
Вспомни правило о приставках раз−/рас−, из−/ис−, без−/бес−. Составь слова. Запиши в нужный столбик таблицы.
−купаться, −бежаться, −сказывать, −писаться, −пугаться, −бегаться, −давать, −бавить, −пустить, −бежать, −дать, −пользовать, −править, −считать, −думывать
раз− рас− из− ис−
Ответ:
Правило: Буква З пишется в приставках без−, раз−, из− перед звонкими согласными и гласными. Буква С пишется в приставках бес−, рас−, ис− перед глухими согласными.
раз− | рас− | из− | ис− |
разбежаться | рассказывать | издавать | искупаться |
разбегаться | расписаться | избавить | испугаться |
раздавать | распустить | избежать | испустить |
разбавить | расправить | издать | использовать |
раздать | рассчитать | исправить | |
раздумывать |
Задание №2
Вставь пропущенные буквы. Обозначай часть слова, в которую входит вставленная тобой буква.
Странные вещи
Случались вещи странные весь день со мной вч_ра:
Я к ящику п_чтов_му с п_сьмом приш_л с утра.
А ящик улыбнулся мне, и из−под козырька
Вдру_ прот_нулась за п_сьмом — (не)вер_те? — рука!
Я тотч_с п_бежал д_мой, чтоб взять св_ю т_традь
И это происшествие подробно _писать.
Но тут запрыгало перо, к столу под_ехал стул...
Тогда раздум_л я п_сать и в кухню ул_знул.
Я зав_рил себе чайку, н_мазал бутерброд,
Сел у _гня, снял башм_ки — и вновь разинул рот!
Представьте: шлёпанцы мои — как в ска_ке, как во сне —
Через всю комн_ту — шлёп, шлёп! — зашлёп_ли к_ мне.
Я в парк пош_л, на ла_ку сел, по ст_ронам взгл_нул
И, не увидев никого, г_зету разв_рнул.
И вдруг приятный гол_с из газетн_ листа
Мне нач_л вслух з_читывать все важные м_ста.
И тут я успокоился — и тут−то пон_л я,
Что добр_ волшебника заполучил в друз_я,
Весёлого волшебника — как в ска_ке, как во сне!
А если так, а если так — чего боя_ мне?!
Дж. Ривз
Ответ:
Странные вещи
Случались вещи странные весь день со мной вчера:
Я к ящику почтовому с письмом пришёл с утра.
А ящик улыбнулся мне, и из−под козырька
Вдруг протянулась за письмом — не верите? — рука!
Я тотчас побежал домой, чтоб взять свою тетрадь
И это происшествие подробно описать.
Но тут запрыгало перо, к столу подъехал стул...
Тогда раздумал я писать и в кухню улизнул.
Я заварил себе чайку, намазал бутерброд,
Сел у огня, снял башмаки — и вновь разинул рот!
Представьте: шлёпанцы мои — как в сказке, как во сне —
Через всю комнату — шлёп, шлёп! — зашлёпали ко мне.
Я в парк пошёл, на лавку сел, по сторонам взглянул
И, не увидев никого, газету развернул.
И вдруг приятный голос из газетного листа
Мне начал вслух зачитывать все важные места.
И тут я успокоился — и тут−то понял я,
Что доброго волшебника заполучил в друзья,
Весёлого волшебника — как в сказке, как во сне!
А если так, а если так — чего бояться мне?!
Задание №3
Вставь буквы, допиши окончания глаголов.
Белка и медведь
— Ау, М_дведь! Ты что по н_чам дела_?
— Я−то? Да ем.
— А днём?
— И днём ем.
— А утр_м?
— Тоже ем.
— Ну а веч_р_м?
— И веч_р_м ем.
— К_гда же ты не ешь?
— Да к_гда сытым бываю.
— А к_гда же ты, сыт быва_?
— А ник_гда.
Н. Сладков
Ответ:
Белка и медведь
— Ау, Медведь! Ты что по ночам делаешь?
— Я−то? Да ем.
— А днём?
— И днём ем.
— А утром?
— Тоже ем.
— Ну а вечером?
— И вечером ем.
— Когда же ты не ешь?
— Да когда сытым бываю.
— А когда же ты, сыт бываешь?
— А никогда.