УРОК 46. Правописание ться и тся в глаголах

Задание №1

Вставь в глаголах вместо пропусков ться или тся.
Вы, наверное, не раз замечали, что после завтрака, обеда и ужина остаё_ грязная посуда. А потом, через некоторое время, эта посуда опять оказывае_ чистой. Как же это получае_? Может быть, случае_ чудо? Может, в дом к вам тихонько прокрадывае_ какой−нибудь волшебник и тайком устраивает волшебство?
Попробуйте сделать так: поставьте на стол грязную чашку, сядьте рядом на стул и внимательно смотрите на чашку. Вы можете смотреть на неё и час, и два, и три — чуда не случи_, чашка как была, так и останется грязной.
Если вы спрячетесь под стол, чтобы подстеречь волшебника, и будете осторожно из−под стола подглядывать, что будет, то рано или поздно вы увидите, как в кухню войдёт мама и помоет посуду. Вот, оказывае_, как грязная посуда станови_ чистой — её моет мама. Но не думайте, что чудо невозможно, вы сами можете устроить это чудо и волшебство для мамы.
Объясни написание выделенных букв. Выпиши из рассказа словарные слова.

Ответ:

Вы, наверное, не раз замечали (буква "а" непроверяемая, заме́тить), что после завтрака, обеда и ужина остаётся грязная посуда. А потом, через некоторое время, эта посуда опять оказывается чистой. Как же это получается? Может быть, случается чудо? Может, в дом к вам тихонько (ти́хо) прокрадывается (правописание приставки) какой−нибудь волшебник и тайком (та́йна) устраивает волшебство?
Попробуйте (правописание приставки) сделать (правописание приставки) так: поставьте (правописание приставки) на стол грязную чашку (чашечку), сядьте рядом на стул и внимательно смотрите (смо́трит) на чашку. Вы можете смотреть на неё и час (ЧА пишется с А), и два, и три — чуда (ЧУ пишется с У) не случится, чашка как была, так и останется грязной.
Если вы спрячетесь под стол, чтобы подстеречь (правописание приставки) волшебника, и будете осторожно из−под стола (стол) подглядывать (правописание приставки), что будет, то рано или поздно вы увидите, как в кухню войдёт мама и помоет (правописание приставки) посуду. Вот, оказывается, как грязная посуда становится (ста́нет) чистой — её моет мама. Но не думайте, что чудо невозможно, вы сами можете устроить это чудо и волшебство для мамы.
Словарные слова: замечали, завтрак, обед, посуда, потом, через, опять, получается, волшебник, волшебство, внимательно, подстеречь, осторожно.

Задание №2

Разгадай кроссворд. Для этого тебе нужно догадаться, какие слова исчезли из предложений и словосочетаний.
По горизонтали:
2. _ заставила малыша заплакать. Жгучая _.
3. Хороший _. У больного плохой _.
5. Делать _ работу Писать _ и без ошибок.
9. Пачка соли весит один _.
10. Ехать по _. Новое, широкое _.
11. _ — это металл. _ служит материалом для машин, гвоздей, ножей.
12. В споре рождается _ (правда).
14. _ позволяет художнику передать прозрачность озера, лёгкость облаков. Нежная _.
По вертикали:
1. _ шёл с ружьём и собакой. Удачливый _.
4. Сибирская _. Глухая _.
6. Липовая _. В парке чудесная берёзовая _.
7. Плавательный _. Посещать _.
8. Туристы прошли пешком один _. До деревни целый _.
13. _ — это высокое водное или болотное растение. Утка спряталась в _.

Ответ:

По горизонтали:
2. обида
3. аппетит
5. аккуратно
9. килограмм
10. шоссе
11. железо
12. истина
14. акварель
По вертикали:
1. охотник
4. тайга
6. аллея
7. бассейн
8. километр
13. камыш

Задание №3

Придумай предложения, включив в них данные слова.
трудиться, трудится _
надеяться, надеется _
стараться, старается _

Ответ:

трудиться, трудится
Чтобы чего−то добиться, приходится много трудиться.
Рабочий усердно трудится целый день.
надеяться, надеется
Им оставалось надеяться только на чудо.
Мой брат надеется, что его мечта сбудется.
стараться, старается
Чтобы хорошо учиться, нужно стараться всё запоминать.
Мама старается всегда удивлять нас чем−то вкусным на обед.