§ 11. Повседневная жизнь и быт при Петре I
Вопросы в тексте параграфа
Почему Пётр I старался изменить традиции и повседневную жизнь людей?
Пётр I с детства питал неприязнь ко всему, что считалось старыми русскими традициями и обычаями. Он считал, что они уже устарели и не позволяют русскому человеку измениться. Но больше всего Пётр I хотел, чтобы в Европе русских принимали как равных. А для этого нужно было быть похожими на европейцев. Поэтому Пётр I стремился изменить не только внешний вид русских людей, но и привить им европейскую культуру, традиции и манеры.
Какие учебные заведения существовали в России до Петра I? Какие были созданы в его правление?
До Петра I развитие образования шло медленно. Также при Аптекарском приказе существовала лекарская школа, при Посольском приказе школа для подготовки переводчиков, существовали школы при храмах и монастырях, государственная школа для подготовки служащих приказов, частные школы, Славяно-греко-латинская академия (высшее учебное заведение).
В XVII веке училища для мальчиков 8–12 лет держали духовные лица. Обучение шло неспешно: зубрили азбуку, потом начинали читать Часослов, Псалтырь, Деяния апостолов и Евангелие, затем переходили к письму. В старших классах осваивали «семь свободных художеств»: грамматику, диалектику, риторику, церковное пение, арифметику, землемерие, включавшее сведения по геометрии и географии, и звездознание. Из иностранных языков в почете были лишь латынь и греческий — их преподавали будущим церковным служителям, чиновникам и дипломатам.
Все образовательные учебные заведения, созданные при Петре I, можно разделить на три группы: светские школы начального образования, церковные школы, светские школы профессионального образования.
-По указу Петра от 1714 года в губерниях были открыты 42 цифирные школы с 2000 учащимися (к середине века многие цифирные школы были присоединены к духовным училищам, а другие закрылись).
-Богословие стали преподавать только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства. К 1727 году в России насчитывалось 46 епархиальных школ с 3056 учащимися.
-В 1701 году в Москве была основана Школа математических и навигационных наук. Также в 1701 году была открыта Артиллерийская школа; в 1708 году — Медицинское училище; в 1712 году — Инженерная школа. В 1715 году старшие классы Школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург и преобразованы в Морскую академию.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Что изменилось в дворянской службе в эпоху Петра I по сравнению с предыдущим временем?
Главной обязанностью дворян стала считаться государственная служба – военная или гражданская. Дети дворян призывались на службу в 15-16 лет и несли ее пожизненно. Всем дворянам следовало носить европейский мундир, усваивать приемы «полкового строя» по новому уставу, заниматься строевой и ратной подготовкой. Если же дворянин не мог исполнять военную службу по причине возраста, болезни или ранения, его переводили на гражданскую службу. Он мог быть назначен на любую должность, например, воеводой в провинции, чиновником в государственном учреждении или сборщиком податей. При этом все дворяне обязаны были получить образование. Дворянин мог поступить в одну из государственных специализированных школ, обучаться дома или изучать науки за границей. И без образования дворянин не мог рассчитывать не только на пользование всеми привилегиями дворянского сословия, он даже не имел права жениться.
2. Какие перемены произошли во внешнем облике дворян?
Все дворяне даже вне службы обязаны были носить европейскую одежду и прически. Камзолы, укороченные кафтаны, чулки, башмаки, галстуки, шляпы стали привычными атрибутами во внешнем виде мужчин высшего сословия. Дамы стали носить корсеты и пышные платья с открытыми плечами, шарфы, веера, кружева, перчатки, парики и туфли на высоком каблуке. При этом европейская одежда была не очень удобной и малопрактичной. Она попросту не была приспособлена к российским реалиям. Поэтому в зимний период на улицу позволялось одевать длинный кафтан, подбитый мехом, или шубу, также поневоле пришлось оставить в ходу и меховые шапки. А женщинам вообще приходилось подбивать пышные юбки теплыми материалами. Бритье бород у мужчин было непременным условием в дворянской среде. Если же дворянин не выполнял это условие, с него в лучшем случае взимался огромный налог на бороду, а в худшем случае дворянину грозила опала.
3. Опишите крестьянский быт начала XVIII в. Отметьте, как на него влияли происходившие в стране перемены.
На крестьянский быт происходившие в стране перемены повлияли мало. Эти перемены сказались разве что на увеличении податей и повинностей, но не на крестьянском быте. Деревенская жизнь при Петре I шла, как и прежде. Крестьяне придерживались устоявшихся традиций предков. Все важнейшие дела по-прежнему решались на сходе глав крестьянских хозяйств. Все дела делались сообща, крестьяне в своем кругу распределяли повинности, регулировали порядок пользования землей, разрешали споры. Круговая порука заставляла самих крестьян преследовать тех, кто уклонялся от общих дел.
Крестьяне как бы выпали из «обоймы» перемен, захвативших Россию. Власти вообще не рассматривали крестьян как полноправных членов российского общества. Крестьяне не обучались в школах, не участвовали в новых празднованиях, не носили иноземную одежду, их удел – работать и не возмущаться.
4. Что изменилось в жизни горожан в начале XVIII в., а что осталось по-прежнему?
У горожан жизнь в начале XVIII века тоже мало изменилась. Они по-прежнему жили в своих огороженных забором домах, держали скот, обрабатывали огород, занимались ремеслом, отмечали традиционные праздники. Реформы отразились на них лишь повышением налогов. Все нововведения воспринимались ими с осуждением, как нарушение «старины» и православного благочестия.
5. Какие товары, появившиеся в России при Петре I, были неизвестны жителям страны раньше?
-коньки с прибитыми к подошве лезвиями
-бильярд
-кофе
-тюльпаны
-подсолнухи
-картофель
-шоколад
-парики
-тростниковый сахар
Изучаем документ
1. Какие новшества Петровской эпохи в документе не названы?
Естественно, историк М.П.Погодин не ставил перед собой цель перечислить все новшества Петровской эпохи, поскольку сделать это, не упустив чего-нибудь, весьма сложно. Постараемся перечислить некоторые пункты, о которых не упомянул историк, но это будет далеко не полный список.
-Традиция пить кофе;
-Применяться стал не только обновленный гражданский шрифт, но и цифры – арабские вместо буквенных обозначений;
-Введенные Петром I танцы: англез, полонез, менуэт, гросфатер. Конечно, после смерти Петра эпоха ассамблей закончилась, но начался расцвет светских балов и стали модными другие танцы;
-Игра в карты, шахматы, бильярд;
-Фейерверки и т.д.
2. Составьте список петровских новшеств, сохраняющих актуальность для современной России.
-Арабские цифры по-прежнему используются;
-Традиция пить кофе распространилась;
-Картофель стал неотъемлемой частью кухни;
-В шахматы, карты, бильярд так же играют;
-На коньках катаются;
-Газеты, конечно, уходят в прошлое, но пока их еще читают;
-Фейерверками наслаждаются по праздникам;
-В университетах и профессиональных училищах получают образование большинство россиян;
-Рекрутская повинность несколько видоизменилась и превратилась в призыв на военную службу.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Можно ли считать, что безмерное увлечение всем иноземным являлось неизбежным в годы петровских преобразований? Могло ли быть по-иному? Свое мнение аргументируйте.
На наш взгляд вопрос сформулирован не совсем корректно. Начнем с того, что увлечение иноземным в высших слоях общества было и до Петра. Еще при царе Алексее Михайловиче, а потом и при правлении Софьи появилось увлечение иноземными традициями. Пётр I лишь расширил, распространил и навязал это увлечение. Если дворянин не следовал иноземным традициям, он не мог быть принятым в светское общество. Он мог удивляться нововведениям, рыдать дома о поруганных православных традициях, но появившись в обществе, соблюдал обычаи, введенные Петром. А поскольку людям свойственно «лакейство», то каждый пытался выделиться по-своему, и тогда увлечение стало «безмерным». Кстати, это можно видеть и в более поздние периоды истории, и даже в современной России. Например, вот если президент России увлекался большим теннисом, то толпы приближенных или тех, кто хотел ими стать, начали заниматься большим теннисом. Президент играет в хоккей – все моментально встали на коньки и взяли в руки клюшки. Могло ли быть по-иному? При такой политике правителя – вряд ли.
2. Используя Интернет, подготовьте презентацию на тему «Мода Петровской эпохи».
Женский костюм
Русский идеал женской красоты был неизменным на протяжении веков. Однако, Пётр I кардинально изменил представление о русской женщине, принеся в Россию иностранную моду. Женщины быстро переняли новые стандарты красоты и вскоре традиции бабушек стали казаться им смешными и устаревшими. Самое важное, что произошло – русская женщина стала появляться в обществе наравне с мужчинами. Именно это сделало русскую женщину из «теремной» затворницы светской дамой.
Дамский костюм первой четверти XVIII века состоял из сорочки, юбки, корсажа или корсета и распашного платья. Корсаж с глубоким декольте плотно облегал талию и грудь. Также неотъемлемой частью женского платья стала широкая юбка. Чтобы юбка держала форму, под нее надевался каркас (панье с жестким каркасом, а впоследствии фижма с полужестким каркасом). Такие юбки мало подходили для русской зимы, поэтому в холодное время года юбки простёгивались ватином. Поверх всего этого женщины надевали робу, которая представляла собой длинное распашное платье, расшитое кружевом, лентами и цепочками. По степени роскоши робы судили о знатности ее обладательницы. Плечи женщины могли быть как открытыми, так и закрытыми. Некоторые платья украшали длинные шлейфы. Непривычным к европейскому платью женщинам было сложно не только танцевать, но даже присесть в этих пышных нарядах. Кстати, новые платья на будние дни шились в немецком или голландском стиле, отличавшемся от господствовавшей тогда в Европе французской моды более простыми силуэтами, тканями и отделкой. Но по выходным или праздникам, а также на важные мероприятия женщины одевали более изысканные французские платья.
Тем не менее, старые привычки никуда не делись и проявились, прежде всего в манере носить европейские платья. Женщины старались прикрыть глубокое декольте кружевом, а волосы чепчиками и всевозможными заколками. Прически тоже изменились и стали более сложными. Парикмахеры создавали высокие и пышные прически. Однако зачастую они делались из чужих волос, напудренных париков. Чтобы парики хорошо сидели, волосы было принято коротко стричь. Завершали женский костюм ожерелья, диадемы, браслеты, разнообразные ленты с цветами и остроносая обувь на высоком каблуке.
Мужской костюм
Европейский мужской костюм после указов Петра I должны были носить все дворяне и чиновники. На улицах даже ставили манекены, одетые на новый манер, для образца. Всех, кто нарушал указ, ставили на колени и ножницами отрезали полы одежды на уровне земли. Тем, кому было не по средствам немедленно заказать себе новый костюм, позволяли донашивать старые русские одежды еще два года, при этом на одежду ставилось клеймо с датой.
Типичный европейский костюм состоял из рубашки, коротких штанов-кюлот, укороченного камзола и кафтана, чулок и ботинок. Рубашка шилась из тонкого батиста и собиралась вокруг шеи на тесьму, поверх которой повязывали галстук или шейный платок, широкие рукава собирались у запястья и застёгивались на пуговицы, а поверх прилаживались кружевные манжеты. Кюлоты были широкими сзади и собранными на полоску ткани, их ширина регулировалась с помощью пряжки на спине. Штанины опускались чуть ниже колена и застегивались внизу на пуговицы и пряжки, завязывались лентами. На подвязках под кюлотами крепились чулки.
Камзол носили поверх рубашки. Он был без воротника, облегающего покроя. Шили его из шелковых тканей, сукна, бархата. Поверх камзола надевали кафтан. Он был чуть длиннее камзола, шился из более плотных тканей, часто украшался богатой вышивкой. Верхней одеждой в холодную погоду служили разнообразные суконные плащи. Завершали мужской гардероб тупоносые туфли с пряжками или высокие сапоги для верховой езды.
Нововведением были парики. Делались они как правило из конского или человеческого волоса и обильно пудрились. Сам Пётр парики не любил, но его придворные носили их. В моду вошли парики типа «крысиный хвост» и «пудель».
Скачать презентацию «Женский и мужской костюмы эпохи Петра I»
3. Опишите в форме письма родным впечатления бедного провинциального дворянина, впервые попавшего на ассамблею.
Примечание: Мы постарались включить некоторые слова, применимые во времена Петра, а также использовать стилистику и правописание, свойственные XVIII веку.
Государю моему батюшке и вседражайшей матушке сын ваш Александр челом бьет. Изволили вы писать ко мне, что я вас опечалил тем, что не отписал о приезде своем в стольный град Санкт-Петербург. Нижайше прошу простить меня, да о едином милости прошу, не печалитца обо мне. Молитвами вашими у меня все хорошо. Обустроился я по приезду и был занят вельми важными делами. И теперь могу вам поведать о столичной жизни.
Вчера был я приглашен на ассамблею. То было для меня поперву (поначалу) и не ведал, как вести себя, дабы (чтобы) видом своим гнусным не позорить досточтимое общество. Благо учителя попались разумные, поведали они, как должно быть мне на ассамблеях. О чем поведаю я и вам. Перед появлением многонародным гостю надлежит быть бриту тщательно и мыту старательно, дабы гнусный запах не приводил в смятение других гостей. Надлежит быть голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе. А обряженным быть вельми (очень), но без лишнего перебору. В гости придя, с расположением дома надобно ознакомитца заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума надобно отложить, коя винищу менее остальных подвластна. Явства (еду) надобно употреблять умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде (если) откажут – пить сидя.
Так и сделал я, но все-равно был удивлен чрезмерно. Я никогда не видел столько дам в одёже иностранной. Робы (платья) из атласа и фижмы (пышные юбки с каркасом), рамена (плечи) открыты, волосы с дивными прическами не покрыты. А и разговор они ведут с чужими мужами, не стесняясь. А и бойко танцуют, и поют. Дабы не прослыть нахалом на дам я смотрел не с открытой жадностью, но из под тишка. Вельми чудные обычаи царят днесь в Санкт-Петербурге. Не серчай государь мой батюшка, да не гневайся государыня матушка. Такому времяпровождению теперича (сейчас) надлежит уделять внимание всем дворянам. То, что было давеча (раньше), теперича не прилично в светском обществе.
По сем паки (поэтому опять) благословления вашего прошу и о здравии вашем слышать желаю. Ваш сын, Александр.
Скачать текст письма провинциального дворянина родным
4. Существует мнение, что изменения в жизни и быту, произошедшие в период правления Петра I, в большей степени затронули дворян, чем крестьян и горожан. Аргументированно подтвердите или опровергните эту точку зрения.
Об этом мнении напрямую было сказано в учебнике. Аргументами этой точки зрения могут быть свидетельства сохранения среди крестьян и горожан обычаев и традиций, принятых на Руси до правления Петра. Жизнь и быт крестьян не изменилась, несмотря на все петровские нововведения. Эти перемены сказались разве что на увеличении податей и повинностей, но не на крестьянском быте. Деревенская жизнь при Петре I шла, как и прежде. Все важнейшие дела по-прежнему решались на сходе глав крестьянских хозяйств. Все дела делались сообща, крестьяне в своем кругу распределяли повинности, регулировали порядок пользования землей, разрешали споры. Круговая порука заставляла самих крестьян преследовать тех, кто уклонялся от общих дел. Новой иностранной одежды у крестьян не появилось. В ассамблеях они не участвовали, в университеты не ходили. Бороды им и то брить не особо надо было, разве что при въезде в город заплатить 1 копейку налога за бороду. Крестьяне как бы выпали из «обоймы» перемен, захвативших Россию. Власти вообще не рассматривали крестьян как полноправных членов российского общества. Крестьяне не обучались в школах, не участвовали в новых празднованиях, не носили иноземную одежду, их удел – работать и не возмущаться.
У горожан жизнь в начале XVIII века тоже мало изменилась. Они по-прежнему жили в своих огороженных забором домах, держали скот, обрабатывали огород, занимались ремеслом, отмечали традиционные праздники. Реформы отразились на них лишь повышением налогов. Все нововведения воспринимались ими с осуждением, как нарушение «старины» и православного благочестия. Но стоит отметить, что чем богаче и успешнее был горожанин, тем более восприимчивым он становился к нововведениям. Так, некоторые богатые русские купцы и их жены во всем старались подражать высшему обществу.