Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.

 

Вопросы в тексте параграфа

Что изменилось в жизни народов, присоединенных к России?

В учебнике сказано, что в 1725-1762 годах российское правительство проводило взвешенную национальную и религиозную политику в отношении присоединенных народов. Этот тезис нам кажется весьма сомнительным, поскольку как мы видим из материалов того же учебника правители этого периода либо не делали ничего, проявляя тем самым «благосклонность», либо пытались продолжать использовать методы и политику, определенную еще Петром I, либо предпринимали действия, которые являлись причиной народных восстаний. В данном контексте термин «взвешенная политика» следует понимать не как «хорошо продуманная», а как «неопределенная».

Так, например, во временно присоединенной Восточной Пруссии правительство решило оставить все как есть и вообще не трогать прусское население. Тем самым оно проявило «благосклонность» к населению, ведь Россия не собиралась оставлять себе Восточную Пруссию, а хотела обменять ее у Польши на Курляндию.

В Лифляндии и Эстляндии правительство так же продолжало курс Петра I и… не делало ничего, чтобы хоть как-то ускорить процесс интеграции регионов в составе Российской империи. Действительно, зачем заниматься нищей провинцией, еще не оправившейся после войны и не способной принести какой-то доход.

На Украине тоже за этот период полной интеграции системы управления в российскую не произошло, а сохранялась автономия. Правительство при разных императорах и императрицах бросалось из одной крайности в другую, то восстановит гетманство, то его отменит, то потом опять его восстановит. При этом национальная политика в отношении Украины была подвержена влиянию то А.Меншикова, стремящегося вернуть собственные доходы от украинских земель, то фаворита Елизаветы А.Разумовского. Вообще, в отношении Украины российские власти в эпоху дворцовых переворотов использовали лишь одну политику – политику «приласкания». Это давало возможность использовать казацкие войска в многочисленных военных конфликтах. Лишь в 1764 году гетманство было ликвидировано. При этом на Украине, вошедшей в состав России, вплоть до середины XIX века сохранялось действие не российских законов, а Литовского Статута.

В Поволжье и на Урале процесс христианизации нерусских народов дошел до стадии добровольно-принудительного крещения. Многочисленные льготы добавлялись угрозами, сносами мечетей и принудительным расселением. Все это, а также захватническое поведение дворян, принявшихся осваивать присоединенные земли, приводило к восстаниям коренного населения.

Почему немцы господствовали в то время в Прибалтике?

Эстляндия и Лифляндия вошли в состав Российского государства по результатам Северной войны. Целью российского правительства во вновь присоединенных регионах было постепенное слияние их в одно целое с остальной территорией империи. Для этого необходимо было подчинить эти территории общероссийскому законодательству и общей системе управления. Но Пётр I прекрасно понимал, что процесс интеграции новых территорий, во избежание волнений, должен идти постепенно. Нет ничего хуже провинции, которая, не успев присоединиться уже мечтает о восстании и неповиновении.

Поэтому, чтобы закрепить свои позиции в Балтии после ее присоединения, Пётр I всячески стремился привлечь на свою сторону местных феодалов. Для этого он утвердил в полном объеме так называемые «остзейские привилегии», возвратил помещикам все имения, отнятые у них в ходе шведской редукции, утвердил все прежние права и преимущества прибалтийских городов, сохранил почти нетронутыми организацию самоуправления, право юрисдикции, привилегии купцов и ремесленников. Кроме всего прочего, Петр I гарантировал свободу вероисповедания, сохранение немецкого языка в местных государственных учреждениях. Право на занятие всех должностей, кроме военных, стало также исключительной привилегией местного дворянства. После присоединения к России общий надзор за управлением Лифляндией и Эстляндией осуществляли назначаемые губернаторы, но фактическая власть находилась в руках прибалтийского дворянства. Поэтому местное дворянство – преимущество немцы по национальности – господствовали в то время в Прибалтике.

Такой же политики в отношении Прибалтики придерживались и все российские правители в первой половине XVIII века. Почему они не обращали особого внимания на Прибалтику – не известно. Может быть потому, что вообще мало обращали внимание на нищие провинции. А Прибалтика действительно была нищей, поскольку восстановление городов, экономики и сельского хозяйства после войны требовало много времени, усилий и денег, которых Прибалтике никто не давал. Может быть потому, что понимали, что до полного восстановления с Прибалтики многого не поимеешь. Лишь Екатерина II решилась внести изменения, включив Прибалтику в свои реформы устройства провинций.

Когда и где возник буддизм? В чем состоят главные положения этой религии?

Буддизм — это религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Сегодня буддизм — это одна из основных мировых религий, признанная многочисленными народами с разными традициями.

Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворённого нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Всё это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветлённым, пробуждённым.

Буддисты верят, что он достиг состояния «Просветления» — существования, которое превосходит все остальное в мире. В то время как обычный опыт обусловлен воспитанием, психологией, убеждениями, особенностями восприятия, «Просветление» является безусловным. Будда свободен от привязанности, гнева и неведения, благ и соблазнов жизни. Его качества – мудрость, сострадание и свобода. Просветленный ум Будды смог проникнуть в суть глубочайших жизненных процессов, и следовательно, в причину человеческих страданий – проблему, которая первоначально и подвигла Сиддхартху на духовные поиски.

Согласно философии буддизма, человек постоянно страдает духовно и телесно. Рождение, смерть, болезни и недуги на протяжении жизни – это страдания. Такое положение вещей считается ненормальным, поэтому философия буддизма способствует освобождению от этого.

Философия буддизма основывается на четырех открытиях Будды:

-Страдание – это суть человеческой жизни.
-Желания человека являются источником его страданий. Глубокая привязанность к материальным благам заставляют желать, испытывать так называемую жажду жизни. Терзания усиливаются по мере роста этого желания.
-Свобода от желаний приводит к свободе от страданий. В нирване человек освобождается от страстей. Это сопровождается чувством блаженства, спокойствия и освобождает от переселения душ.
-Путь спасения – это воздержание от крайностей, которое помогает освободиться от страстей. Путь спасения предполагает 8 пунктов:

Понимание – важно осмыслить, что мир состоит из страдания и горя;
Намерения – нужно прекратить быть эгоистом, избавиться от амбиций и желаний;
Речь – человек должен следить за своими словами всегда, они должны транслировать добро и не приносить вреда другим людям;
Деяния – не совершать злых поступков, стремиться совершать только добрые;
Жизненный уклад – запрещено вредить живым существам, только это может освободить человека от мучений;
Усилия – отслеживать все свои мысли и не пропускать в них зло, быть настроенным на добро;
Помыслы – нужно освободиться от желаний тела, так можно освободиться от страданий;
Концентрация – нужно постоянно практиковать все вышеперечисленное и быть сконцентрированным на этом.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Какие права сохранялись за жителями Прибалтики после ее вхождения в состав России?

Чтобы закрепить свои позиции в Балтии после ее присоединения, Пётр I всячески стремился привлечь на свою сторону местных феодалов. Для этого он утвердил в полном объеме так называемые «остзейские привилегии», возвратил помещикам все имения, отнятые у них в ходе шведской редукции, утвердил все прежние права и преимущества прибалтийских городов, сохранил почти нетронутыми организацию самоуправления, право юрисдикции, привилегии купцов и ремесленников. Кроме всего прочего, Петр I гарантировал свободу вероисповедания, сохранение немецкого языка в местных государственных учреждениях. Право на занятие всех должностей, кроме военных, стало также исключительной привилегией местного дворянства.

2. Чем отличалась система управления Украиной от системы управления остальными частями России? Какие принципиальные изменения произошли в системе управления Украиной после 1734 года?

Напомним, что после предательства украинского гетмана Мазепы во время Северной войны, нанесло удар по сторонникам украинской автономии. После осени 1708 года в отношениях Москвы и Украины сложилось определенное недоверие. Поэтому политический курс Петра I в отношении Украины определялся поставить украинскую автономию под тотальный контроль и не допустить повторения мазепинского сценария. Так, по завершении Северной войны и провозглашении в 1721 году России империей на Украине были отменены выборы гетманов и старшин, а вся полнота власти была передана Малороссийской коллегии. Началось внедрение российских административных институтов, общеимперских правовых норм и кодексов.

Смерть Петра I кардинальным образом повлияла на ход украинской истории. Преемники Петра I, находившиеся под влиянием фаворитов, были не в состоянии придерживаться жесткой политической линии, направленной на окончательную ликвидацию украинской автономии. Как ни странно, но сторонником автономии стал соратник Петра I Александр Меншиков, стремившийся таким образов избежать финансовых потерь в своих украинских имениях из-за ликвидации налогового иммунитета на доходы. Также к ослаблению жесткой политики в отношении украинской автономии российские власти подталкивала надвигающаяся угроза новой войны с Османской империей.

Такое стечение обстоятельств обусловило возвращение к идее автономии и восстановления на Украине гетманства. Гетманом был избран Даниил Апостол, был восстановлен институт старшин. Однако, в 1734 года, после смерти Даниила Апостола Кабинет министров императрицы Анны Иоанновны принял решение ликвидировать гетманский пост. Вместо этого было введено коллективное Правление гетманского уряда, куда вошли на паритетных основах украинские старшины и представители России. Правда, с воцарением императрицы Елизаветы опять наблюдаются послабления в отношении украинской системы управления. Под влиянием фаворита императрицы из числа казаков Олексы Розума, превратившегося в Петербурге в графа Алексея Разумовского, в 1741 году на Украине было восстановлено гетманство и институт старшин. А гетманом был избран младший брат фаворита Кирилл Разумовский.

Таким образом мы видим, что полной интеграции системы управления на Украине в российскую не произошло. В отношении Украины российские власти в эпоху дворцовых переворотов использовали политику «приласкания», что давало возможность использовать казацкие войска в многочисленных военных конфликтах. Лишь в 1764 году гетманство было ликвидировано. При этом на Украине вплоть до середины XIX века сохранялось действие Литовского Статута.

3. Какие функции, помимо военных, выполняли крепости Самарской и Оренбургской линий?

Крепости Самарской и Оренбургской линий действительно строились не столько для обороны рубежей, сколько в качестве плацдарма для изучения и освоения окружающих земель. Крепости заселялись не только военными, сюда приезжали и чиновники, и купцы, промышленники. Они вели разведку полезных ископаемых, налаживали торговые связи и строили промышленные предприятия. Также крепости обеспечивали мир между кочевыми народами и защиту торговых караванов, идущих через степь в южные страны.

4. Что послужило главной причиной восстаний в Башкирии?

Главной причиной восстаний в Башкирии XVII-XVIII веков традиционно было опасение башкир потерять вотчинные права на земли вследствие российской колонизации, а также нарушение других условий присоединения Башкортостана к России. Кроме того, башкиры выступали за сохранение системы внутреннего самоуправления Башкортостана и выражали недовольство ростом налогов, злоупотреблениями чиновников при их сборе, стремились защитить свои культурно-религиозные и бытовые традиции от попыток христианизации мусульман, ограничением прав местного самоуправления и произволом чиновников. Причинами новых волнений также зачастую являлись последствия предыдущих восстаний (карательные экспедиции, сожжение целых деревень, грабежи и захваты земель и другие).

5. Какие конфессии подвергались наибольшему давлению со стороны властей? Подтвердите свой ответ цитатами из текста параграфа.

Наибольшему давлению со стороны властей подвергались иудаизм, ислам и старообрядничество. Цитата из параграфа: «Указы Екатерины I и Елизаветы Петровны объявляли о высылке из страны всех не пожелавших креститься евреев», «Указы Елизаветы предписывали ломать мечети в татарских сёлах, где жили православные», «Сенат повелел прекратить разрешенную ранее запись в раскол; с «бородачей» опять стали брать деньки и заставлять носить кафтаны с красным воротником-козырем для «раскольников»; даже именоваться староверами им было запрещено».

6. Сравните национальную политику в первой половине XVIII века с национальной политикой в XVII веке.

В национальной политике Российского государства в отношении неславянских подданных в XVII – XVIII вв. наблюдаются некоторые характерные особенности. Одной из главных особенностей был этатизм – подчиненность национальной политики интересам государства, обеспечению его безопасности и стабильности. Другим важным фактором являлось сотрудничество власти с этническими элитами. То есть, с одной стороны, присоединением любой территории или принятие в подданство любого народа государство преследовало цели обеспечения безопасности и повышения всяческих поступлений (налогов, материальных, природных и людских ресурсов). А с другой стороны, «дойную корову» нужно беречь и ласкать, но иногда наказывать, иначе присоединенные народы начнут восставать против власти и поступления с этих территорий сократятся.

Следует отметить, что присоединение народов и территорий к Российскому государству было довольно сложным историческим явлением. Каждый регион при своем присоединении проходил через несколько этапов:

-Присоединение (иногда в виде завоевания), т.е. установление российского подданства – зачастую это проявлялось в формуле «мы вас будем защищать, а вы нам за это будете платить»;
-Постепенная интеграция в структуру государства, медленная, но неуклонная унификация юридического статуса территорий, установление единого стандарта подданства и управления;
-Ассимиляция – взаимное проникновение обычаев и традиций. Кстати, этот процесс нельзя трактовать как попытку удушить этническую самобытность народов.

Все территории проходили эти этапы, кто-то раньше, кто-то позже. Поэтому нельзя однозначно сказать, что в XVII веке закончился какой-то процесс, а в XVIII появился новый. Это все этапы одного процесса. Поэтому, для одних народов один этап проходил в XVII веке, для других – в XVIII.

Единственное, что можно указать в качестве различия национальных политик в XVII – XVIII веках – это подход к христианизации. В большей степени это касалось мусульман и евреев, исповедующих иудаизм. В течение XVII века мы видим постепенный переход от добровольной христианизации к добровольно-принудительной. В ход идут как всевозможные льготы для тех, кто примет православие, так и всяческие средства правового шантажа в виде ущемления прав и свобод. В первой половине XVIII века этот процесс только ужесточается. Государство использует преимущественные формы приведения населения к крещению, что вызывает соответственное отторжение среди народов, проповедующих ислам. В этот же период начинается и расселение мусульман и новокрещённых.

Также отличительной особенностью христианизации XVIII века является акцент на податном сословии. Если до этого основные усилия государства были направлены на крещение знати, то в XVIII веке дело доходит до горожан и крестьян.

При этом мы видим так называемую избирательную веротерпимость. Лютеранские церкви разрешаются, буддистские храмы строятся, а исламские, иудаистские и католические религиозные течения подвергаются гонениям. Следует обратить внимание, что процесс христианизации мусульманских народов нельзя назвать успешным. Татары и башкиры не хотели терять свою этническую самобытность, в которой исламская религия являлась своеобразной осью, вокруг которой строился весь быт и традиции. А калмыки вообще ударились в буддизм, который ввиду миролюбивости философии не представлял какой-либо угрозы государственности.

Работаем с картой

1. Покажите на карте Левобережную и Правобережную Украину. Объясните эти названия.

ГДЗ ответы к учебнику «История России». Арсентьев, Данилов, 8 класс. Часть 1На карте мы показали желтым цветом Левобережную Украину, а серым – Правобережную. Их названия образуются от месторасположения земель относительно направления течения реки Днепр. Таким образом Левобережная Украина будет по левому берегу относительно направления течения Днепра, а Правобережная – по правому берегу.

Левобережная Украина состояла из современных Черниговской и Полтавской областей, восточных частей Киевской и Черкасской областей, а также в разных трактовках включала северную часть Днепропетровской или западную часть Сумской областей, а также располагалась на территории современной России (Стародубье). На востоке Левобережная Украина граничила со Слободской Украиной, а на юге – с землями Запорожской Сечи.

Правобережная Украина являлась правобережной частью исторической области Украина (не путать с современным государством Украина). Она состояла из Киевской, Черкасской, Кировоградской, Житомирской, Винницкой и Хмельницкой областей.

2. Определите (примерно) по карте протяженность Самарской оборонительной линии, расстояние от Москвы до районов Башкирского восстания под руководством Батырши.

ГДЗ ответы к учебнику «История России». Арсентьев, Данилов, 8 класс. Часть 1Самарская оборонительная линия представляла собой несколько крепостей берегу реки Самара. Эта оборонительная линия являлась составной частью других линий. Но по условию задания нас интересует протяженность именно Самарской оборонительной линии, а это 9 крепостей от Кинеля до Оренбурга. Таким образом, протяженность Самарской оборонительной линии – около 340 километров по прямой и около 370 км по берегу реки. Расстояние от Москвы до районов Башкирского восстания под руководством Батырши – около 1100 км.

Изучаем документ

ГДЗ ответы к учебнику «История России». Арсентьев, Данилов, 8 класс. Часть 11. Объясните смысл указа. На представителей каких конфессий распространялось его действие?

Указ распространялся на народы, исповедующие ислам. Смысл указа в том, что тем крестьянам, которые примут православие, будет дарована свобода и они будут отселены от прочих мусульман. Подразумевалось, что православный не может быть в крепостной зависимости у мусульманина. Таким образом мусульманин-помещик лишится своих крепостных, если только сам не примет православие.

2. В каком случае новокрещённые получали свободу?

Новокрещённые получали свободу в случае принятия ими самими православия и, если их хозяин-помещик не примет православие. Если же помещик-мусульманин принимал православие, то новокрещённые крестьяне оставались в его крепостной зависимости.

3. Предписывал ли указ всем помещикам России обязательно крестить своих крестьян?

Нет, обязательства помещикам крестить своих крестьян указ не накладывал.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Найдите в Интернете материалы о судьбе крещенных в XVIII веке жителей национальных районов России. Опишите их жизнь в форме диалога людей того времени.

А: Послушайте, друг мой любезный, меня давно волнует один научный вопрос, который я хотел бы обсудить с вами, как ученый с ученым.
В: Всенепременно, коллега, готов вам всецело оказать помощь, если то будет в моих скромных силах.
А: Исследуя формирование татарского этноса, мне довелось пообщаться с жителями татарских деревень близь Казани, населенных новокрещёнными.
В: И что же вас, мой друг, там могло удивить? Все знают, что еще императрица Анна Иоанновна продолжая заветы государя Петра повелела создать «Новокрещенскую контору», которая занималась вопросами обращение в православие татар, чувашей, марийцев, удмуртов… А всемилостивейшая императрица Елизавета повелела расселять православных и мусульман по разным местам проживания.
А: Да, я помню эти события недавних лет. Вы всегда знали мое отношение к добровольно-принудительному крещению…
В: О, уверяю вас, сударь, они не в обиде. Получили свободу, деньги, льготы по налогам.
А: … и разрушение устоявшихся этнических связей в придачу.
В: Не без этого, не без этого. Так что же вас удивило?
А: В этих деревнях я поговорил с жителями, которые говорят, что они и их предки всегда были православными.
В: Ну так это, значит, старокрещённые. Они приняли православие еще при Иоанне IV.
А: И это верно. Но во-первых, они называют себя отдельным народом и не отождествляют себя с татарами.
В: Не вижу тут ничего удивительного. Пара веков в относительной религиозной изоляции могут сотворить чудеса.
А: Пары веков недостаточно, чтобы сформировался особенный диалект языка, особая культура, традиции в быту и одежде.
В: Уж не хотите ли вы сказать, коллега, что на наших глазах формируется новый субэтнос?
А: Не знаю, право, не знаю. Это покажет лишь время.
Примечание: Современная этнология действительно выделяет особый татарский субэтнос и называет его кряшены. Считается, что он формировался длительное время под влиянием финно-угорских и тюркских народов. Решающее влияние оказал процесс христианизации татар Поволжья. Существуют альтернативные версии этногенеза кряшен, в которых этноним «кряшены» восходит к историческому татарскому племени керчин, известному как кераиты и исповедовавшему христианство с X века.

2. Используя Интернет, разработайте карту (плакат) на тему «Общины старообрядцев на территории России в первой половине XVIII века».

ГДЗ ответы к учебнику «История России». Арсентьев, Данилов, 8 класс. Часть 1В этом учебнике уже было задание показать места основных старообрядческих поселений в XVII веке. И мы решили выяснить, что же изменилось в расселении старообрядцев в XVIII веке. Так, после разгрома в 1676 году Соловецкого монастыря, он перестал быть важным центром старообрядчества. Также с карты можно убрать поселения старообрядцев на Дону (район реки Медведицы), поскольку этот оплот староверия был уничтожен в 1699 году. С учетом этих изменений, основными местами расположения старообрядческих общин остались:

-Выговская пустынь (Олонецкая губерния, восточная часть нынешней Карелии между Петрозаводском и Архангельском на берегу реки Выг)
-Керженские скиты (леса Нижегородской губернии на реке Керженец).
-Стародубье (заболоченная и лесистая местность в районе Чернигова и Брянска).
-Ветка (Гомельская область современной Беларуси)

Также к ним в XVIII веке можно добавить староверческие поселения в Сибири, Восточном Казахстане и на Алтае, но большой роли в старообрядческом движении они не играли.

3. Используя дополнительные материалы, сделайте подборку материалов историков и публицистов по теме параграфа. Напишите краткий дайджест собранных материалов.

Публицист В.Д.Карамазов в своей книге «Всеобщая история религий мира» затрагивает вопросы религиозной политики русского правительства в XVIII веке. Он считает, что принципом российских властей в религиозной политике была веротерпимость в отношении всех неправославных вероисповеданий, кроме иудаизма. С веротерпимостью автор связывает плохое финансирование Новокрещенской конторы, чья работа, по мнению автора, практически была провальной среди татар и башкир, но более успешной среди чувашей, мордвы, марийцев, калмыков.

Проблематику национальной и религиозной политики России рассмотрела в своем исследовании и О.Б.Леонтьева, сотрудник кафедры российской истории Самарского государственного университета. В качестве примера для исследования она взяла Поволжско-Уральский регион. По мнению автора, этот обширный регион был своеобразным этническим, религиозным и культурным компотом. Его как раз населяли различные этнические группы (башкиры, марийцы, мордва, русские, татары, удмурты, чуваши), здесь сходились три конфессии – мусульмане, язычники и православные с новокрещенными. По образу жизни населения этот регион тоже не был однородным – здесь сталкивались оседлые земледельцы и степняки-кочевники. Автор считает, что Поволжье и Урал играли роль своеобразной «творческой лаборатории», где апробировались «множество сменяющихся стратегий имперской политики – договорные отношения и военно-административный контроль, пошаговое хозяйственное освоение и направляемые миграционные потоки, христианское миссионерство и религиозная толерантность». При этом автор отмечает, что эту политику нельзя было не признать успешной. Несмотря на этноконфессиональное разнообразие и бурное историческое прошлое «Волжско-Уральский регион не демонстрировал потенциала сепаратизма, сравнимого с польским, и не требовал «успокоения», как Кавказ или Средняя Азия». Судя по всему, автор считает, что национальная и религиозная политика должна выстраиваться по принципу «делай то, результат чего тебе абсолютно не известен», что и подразумевает термин «творческий эксперимент».

В какой-то мере согласен с предыдущим автором и В.В.Трепалов в своей статье «Национальная политика в многонациональной России». Он считает, что различные действия по постепенному включению новых народов и земель в состав Российской империи, были во многом спонтанными, и сознательно были возведены в ранг государственной политики лишь в конце XIX столетия. При этом автор описал вхождение в состав России народов как постепенный процесс, разделенный на этапы, через которые проходили все народы: собственно, само присоединение (иногда в виде завоевания), т.е. установление российского подданства; постепенная интеграция в структуру государства с унификацией системы управления и юридического статуса; ассимиляция. Также автор указал, что российской национальной политике во все времена были присущи некоторые характерные особенности. Одной из главных особенностей был этатизм – подчиненность национальной политики интересам государства. Другим важным фактором являлось сотрудничество центральной власти с этническими элитами.

В своем исследовании, представленном на XIII Всероссийских Платоновских чтениях Э.Г.Алдашев провел разделение христианизации народов Поволжья на этап. Он показал на примерах, что процесс христианизации в Поволжье свидетельствует о неуспехе православной миссии. Также он пришел к выводу, что процесс христианизации совершил медленную эволюцию от «добровольного», мирного принятия православия к насильственным формам приведения населения к крещению. При этом автор отметил причину неудачи православной миссии на примере татар. По его мнению, «мусульманская вера была их центральным стержнем этнического самосознания и своего рода этническим духовным маркером. Понятие христианства считалось первым шагом к обрусению, а этого татарам не хотелось. Они верно служили русскому правительству, но ни в коем случае не желали терять свое прежнее этническое лицо.

Повторяем и делаем выводы

1. Составьте генеалогическую таблицу правителей упомянутых во второй главе.

ГДЗ ответы к учебнику «История России». Арсентьев, Данилов, 8 класс. Часть 12. Перечислите главные причины дворцовых переворотов.

Отсутствие четкого закона престолонаследия.
Отсутствие явного кандидата на престол.
Борьба за власть, интриги среди придворной знати.
Высокая роль гвардии при императорском дворе и в российском обществе.

3. Назовите важнейшие события внутренней политики России в 1725-1762 гг.

1726 г. – создание Верховного тайного совета.
1728 г. — перенос Петром II столицы в Москву.
1730 г. — роспуск Анной Иоанновной Верховного тайного совета и восстановление Сената.
1730 г. — возвращение Анной Иоанновной столицы в Петербург.
1730 г. – по требованию дворян петровский указ о единонаследии 1714 года был отменен как ограничивающий помещиков в праве распоряжаться частной собственностью.
1731 г. — создание Кабинета министров.
1731 г. – учреждение Канцелярии тайных розыскных дел.
1731 г. – запрет крестьянам вступать в подряд и брать откуп, запрет крестьянам покупать недвижимое имущество.
1736 г. – издан Манифест, ограничивающий срок военной дворянской службы 25 годами и облегчавший увольнение из армии.
1736 г. – вышел указ, запрещающий не дворянам приобретать деревни и крепостных.
1736 г. – указом Анны Иоанновны все наемные работники, крестьяне, работавшие на мануфактурах, члены их семей был навечно приписаны к мануфактурам.
1742 г. – Императрица Елизавета, вопреки законодательству Петра I, запретила помещичьим крестьянам по своей воле поступать на военную службу.
1747 г. – специальным указом дворянам разрешено продавать своих крепостных в рекруты, что окончательно узаконило торговлю людьми.
1753 г. — отмена внутренних таможен при Елизавете Петровне.
1754 г. — создание дворянского банка при Елизавете Петровне.
1754 г. — дворянство получило монополию на винокурение (изготовление водки). Также приближенные к власти дворянские роды по заниженной цене и с рассрочкой платежа получили бывшие в государственной собственности металлургические заводы.
1755 г. — открытие Московского университета.
1760 г. — несколькими указами право покупать земли с крестьянами дается только потомственным дворянам. Люди же, получившие «личное» дворянство при Петре I, были лишены права иметь за собой деревни и вообще относиться к дворянскому сословию.
1760 г. — помещики получили право ссылать крепостных крестьян в Сибирь с зачетом сосланных в рекруты. Также Елизавета Петровна пошла на дальнейшее унижение крестьян, «избавив их от воинской присяги на верность служения Отечеству и монарху». За них ее стали приносить помещики.
1762 г. — издан Манифест о вольности дворянства, освобождающий дворян от обязательной службы государству.
По результатам ревизии 1742 и 1762 годов в крепостную зависимость попали прежде свободные категории граждан: незаконнорожденные, вольноотпущенники, бродяги, дети солдат, заштатные служащие церкви, пленные инородцы и т.д.
1762 г. — указ о запрещении крестьянам отправляться на промысел без разрешения помещика
1762 г. — ликвидация Петром III Тайной канцелярии.

4. Каковы важнейшие события внешней политики России в 1725-1765 гг.

1725-1727 годы – русско-китайские переговоры, завершившиеся подписанием Кяхтинского договора о демаркации русско-китайской границы. Расширяется торговля с Китаем.
1731 год — вхождение в состав России Младшего казахского жуза (Западный Казахстан).
1732 год – хан Среднего казахского жуза присягнул на верность России. Однако фактическое вхождение Среднего жуза в состав Российской империи затянулось на долгие годы.
1739 год – российская Вторая камчатская экспедиция совершила первый ознакомительный визит в Японию.
1732-1735 годы – возврат Персии завоеванных Петром I прикаспийских провинций с целью получения поддержки Персии в противостоянии России с Османской империей.
1733 год – смерть польского короля Августа II.
1733-1735 годы – участие России в войне за «польское наследство». По итогам войны укрепились международные позиции русского правительства и увеличилось его влияние на Польшу.
1735-1739 годы — русско-турецкая война. По Белградскому договору (1739) Россия получила Азов (без права возведения укреплений), ей запрещалось иметь флот на Черном и Азовском морях.
1741-1743 годы — русско-шведская война. Россия получила ряд финских крепостей, Швеция подтверждала условия Ништадтского мирного договора 1721 года.
1756 год – присоединение к России Горного Алтая в качестве защиты ойратов и алтайцев после разгрома Китаем монгольского Джунгарского ханства.
1756-1763 годы — Семилетняя война между коалициями Англия-Ганновер-Пруссия и Франция-Австрия-Россия. После череды побед русская армия захватила Берлин и создала предпосылки для полной победы в войне. Однако, вступивший на российский престол в 1762 году Петр III возвратил Пруссии все территории, захваченные в ходе Семилетней войны. Россия вышла из уже фактически выигранной войны без каких-либо приобретений.

5. Охарактеризуйте экономическое развитие в середине XVIII века. В чем заключались особенности этого развития по сравнению с передовыми странами Западной Европы того времени? Объясните последствия господства крепостничества для российской экономики.

Экономическое развитие государства представляет собой многоплановый процесс, охватывающий не только экономические показатели, но и появление новых технологий, структурное улучшение экономики, производительность труда и качество жизни населения.

По некоторым экономическим показателям Россия догнала и даже перегнала страны Европы. И этим Россия была обязана промышленному рывку, который произошел благодаря петровским реформам. После смерти Петра I рост промышленности по инерции продолжился. Но процесс модернизации экономики России, начатый Петром I, и построенный на заведомо проигрышных основаниях (чрезмерной роли государства, перекосах в социальной структуре общества, крепостном праве вместо свободного рынка труда) так и не был закончен. Логично было бы предположить, что этап взрывного развития промышленности при поддержке государства должен был продолжиться постепенным снижением роли государства в экономике для ее дальнейшего самостоятельного развития при разумных ограничениях. Но этого не произошло. Престол занимали правители далеко не самые умные и образованные. Явление фаворитизма, бесконтрольное расходование государственной казны, отсутствие внимания к экономике и колоссальные привилегии дворянскому классу в ущерб всем остальным слоям населения настолько исказили экономику государства, что она пошла по инерции совершенно не в том направлении. И вместо того, чтобы исправить экономические несостыковки, имея уже созданную производственную базу, правители России усугубили все негативные экономические тенденции.

Безусловно, мы видим и положительные сдвиги в экономике в XVIII столетии. Это и развитие предпринимательства, и появление наемного труда на мануфактурах, и разрушение натуральной замкнутости помещичьего и крестьянского хозяйства, и усиление их связей с рынком, и углубление промышленной специализации отдельных регионов, и расширение внутреннего рынка за счет отмены внутренних таможенных сборов. Но все это носит спонтанный и точечный характер, продиктованный совершенно другими, зачастую частно-корыстными целями.

Итак, подводя итоги, можно обобщить вышесказанное. В начале XVIII века Пётр I провел модернизацию страны, чем обеспечил промышленный бум в России. Однако, правильная экономика была построена на неправильных принципах колоссальной зависимости от государства и использовании неэффективного крепостного труда в отсутствии свободного рынка труда. Развитие экономики по инерции мы наблюдаем в течение всего XVIII века. Недалекие правители России в эпоху дворцовых переворотов не смогли эффективно вести экономику на ее пути к свободному рынку и еще больше усугубили положение. В результате, к концу эпохи дворцовых переворотов Россия получила так называемую «экономику кривого зеркала». Вроде бы все, как в Европе:

есть развитая промышленность, но без государственной поддержки и госзаказов она нежизнеспособна;
есть трудовые ресурсы, но рабочие не хотят и не умеют работать эффективно;
есть предприниматели, но они предпочитают получать доход, ничего не вкладывая в бизнес, а те, кто хочет развивать бизнес, сталкиваются с запретом покупать крестьян для работы на мануфактурах, если предприниматель не является дворянином;
есть внутренний рынок, но большая часть его отраслей монополизирована верхушкой дворянства;
есть внешний рынок и даже положительный торговый баланс, но его структура преимущественно сырьевая;
есть сельское хозяйство, но оно развивается лишь за счет освоения новых земель, а не за счет внедрения новых технологий.

Особенностями российской экономики XVIII века по сравнению с экономикой западных стран является:

развитие экономики по экстенсивному типу;
усиление государственного вмешательства в экономику, укрепление политики протекционизма и меркантилизма;
в промышленности превалирует использовании крепостного труда.
Все это хотя и дает некоторые преимущества для развития внутреннего рынка, но препятствует выстраиванию нормальных рыночных отношений. Посудите сами, государственная поддержка не вечна, когда она заканчивается промышленные предприятия теряют все свои преимущества, а жить в условиях конкуренции и свободного рынка они не умеют. Экстенсивное развитие экономики тоже ограничено ресурсными и территориальными возможностями – когда-нибудь они заканчиваются, и тогда на первый план выходят новые технологии и высокая производительность труда, чего при экстенсивном развитии как раз и нет. Выстраивание промышленности на базе крепостного (рабского) труда априори не может быть эффективным. Крепостная зависимость также мешает формированию и развитию свободного рынка труда. Именно это привело в начале XIX века к кризису мануфактур в России из-за недостатков свободных трудовых ресурсов и низкой производительности труда.