§34. Трение в природе и технике

Вопросы

1. Приведите примеры, показывающие, что трение может быть полезным. Каково значение трения на транспорте?

Ответ:

Трение одновременно имеет свои недостатки и свою плюсы. Так многие предметы удерживаются на своих местах за счет сил трения. Даже мы, когда берем в руки что-либо, удерживаем это за счет сил трения. Торможение тормозными колодками на тормозном диске, колесе позволяет остановить машину, поезд. Этот факт - полезное проявление этой силы. Однако минус силы трения в том, что при передвижении какого-либо тела, нам постоянно надо "вкладывать" энергию, которая бы компенсировала бы эту силу. Скажем после того, как мы сдвинули шкаф или автомобиль, необходимо дальше продолжать толкать тела, так как они имеют свойства останавливаться из за воздействия силы трения.

2. Приведите примеры, когда трение может быть вредным.

Ответ:

 При передвижении какого-либо тела, нам постоянно надо "вкладывать" энергию, которая бы компенсировала бы эту силу. Скажем после того, как мы сдвинули шкаф или автомобиль, необходимо дальше продолжать толкать тела, так как они имеют свойства останавливаться из за воздействия силы трения.

3. Какие способы увеличения и уменьшения трения вы знаете?

Ответ:

Дабы увеличить силу трения соприкасающиеся между собой поверхности делают шероховатыми, тем самым увеличивают силу, с которой трущиеся поверхности зацепляются между собой. Второй вариант придавливают поверхности.
А вот для уменьшения силы трения соприкасающихся поверхностей их делают гладкими, наносят смазку, уменьшают нагрузку на тело. Кроме того, для уменьшения силы трения можно трение скольжения заменить трением качения. 

4. Для какой цели используют в машинах подшипник?

Ответ:

Для уменьшения трения механизмов в машинах используют подшипники (рис. 87).

рис. 87. Подшипники

5. Как устроен подшипник скольжения; шариковый подшипник? Какой из них заметнее уменьшает трение?

Ответ:

Подшипник скольжения представляет собой вкладыш, по которому и скользит опорный вал. Он прост по конструкции, но имеет более низкую эффективность по сравнению с подшипником качения. Вкладыш обычно делают из металлов − бронзы, чугуна или стали. Для таких подшипников необходима постоянная смазка, так как при отсутствии силы трения разогреют подшипник и приведут его быстро в негодность. Пример такого подшипника это вкладыши на коленчатый валах в моторах машин.

В подшипниках качения есть шарики либо цилиндры. В итоге происходит качение этих тел между наружным кольцом и внутренним. Внутреннее кольцо (обойма) подшипника, изготовлено из твёрдой стали и насажено на вал. Наружное кольцо закреплено в корпусной детали механизмов. В итоге происходит качение внутреннего кольца, относительно наружного (рис. 88).
Шариковые, игольчатые подшипники заметно уменьшают силу трения, так как сила трения скольжения значительно выше силы трения качения.

рис. 88. Различные виды подшипников: а — шариковый; б — роликовый.