Урок 20

Упражнение 1. Прочитай.
С добротой покончил Вовка,
Он решил — ему неловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком!
Он краснел при этом слове,
Стал стесняться доброты,
Он, чтоб выглядеть суровей,
Дёргал кошек за хвосты.
Дёргал кошек за хвосты,
А дождавшись темноты,
Он просил у них прощенья
За плохое обращенье.
(А. Барто)
Что ты можешь сказать о характере Вовки — героя стихотворения? Какие слова помогли тебе понять, что Вовка вовсе не плохой? Как ты думаешь, почему мальчик вдруг стал стесняться доброты? Что ты ему посоветуешь?

Вовка всё же добрый, потому что его мучила совесть за плохие поступки. Может быть он стал стесняться доброты потому, что был не таким как его друзья, которые могли напакостить без зазрения совести. Я посоветую Вовке быть самим собой, добрым мальчиком, потому что добро побеждает зло.

Упражнение 2. Прочитай рассказ девочки.
Хочешь сделать что-то очень-очень правильное, очень-очень хорошее. А делаешь, наоборот, совсем неправильное и не очень хорошее. Хочешь, например, сказать брату: поиграй со мной. А вместо этого высунешь зачем-то язык. Хочешь не драться, а руки начинают сами.
(М. Харитонов)
Не происходило ли с тобой то же, что с героиней рассказа? Что после таких поступков приходится делать?

После таких поступков лучше извиниться за содеянное.

Упражнение 3. Ты, конечно, согласишься, что у разных людей просить прощения придётся по-разному. Выбери для каждой ситуации подходящие высказывания. Какие два высказывания нельзя признать извинением? Почему?
Ситуации
1. Тебе нужно попросить прощения у мамы или у папы.
2. Тебе нужно попросить прощения у брата или у сестры.
3. Тебе нужно попросить прощения у учительницы.
Высказывания
Прости меня, пожалуйста. Я нечаянно.
Извините меня, пожалуйста.
Мне очень стыдно, извини меня.
Знаешь, мне стыдно за это. Прости меня.
Ну уж если тебе так хочется, то извини меня.

1. Тебе нужно попросить прощения у мамы или у папы. Мне очень стыдно, извини меня.
2. Тебе нужно попросить прощения у брата или у сестры. Прости меня, пожалуйста. Я нечаянно. Знаешь, мне стыдно за это. Прости меня.
3. Тебе нужно попросить прощения у учительницы. Извините меня, пожалуйста.

В некоторых словах, которые отвечают на вопрос «что делаю?», есть часть слова -сь. Она означает «се-бя». Например: умываюсь — «умываю себя», причёсываюсь — «причёсываю себя». Почему нельзя просить прощения так: «Я извиняюсь»?

Потому что получится "Я извиняю сам себя".

Упражнение 4. Найди в упражнении 1 выделенное слово. На какой вопрос отвечает это слово и какое правило надо помнить, чтобы не ошибиться в его написании? Расскажи.

Решил, сочетание жи-ши пишется с буквой и.

Упражнение 5. Спиши первые две строки каждого стихотворения. Подчеркни букву и в сочетаниях жи — ши. Запиши по образцу словá, которые отвечают на вопросы «что делала?», «что делает?».
Образец: (что делала?) шила
(что делает?) дрожит
Шила шубку — сшила юбку.
Шила шапку — сшила тапку.
Хороша швея Наташа!
(Е. Благинина)
Ручей бежит, бежит, бежит!
Ручей дрожит, дрожит, дрожит!
— Ручей, откуда и куда?
— К реке бегу из-подо льда.
(В. Суслов)

Шила шубку — сшила юбку.
Шила шапку — сшила тапку.
Ручей бежит, бежит, бежит!
Ручей дрожит, дрожит, дрожит!

(что делала?) шила
(что делает?) дрожит, бежит

Сравни: ручей бежит — котёнок бежит; ручей дрожит — котёнок дрожит от холода. Можно ли считать, что у слов бежит и дрожит несколько значений? Объясни каждое.

Да. Прямое и переносное значение.