Урок 38

Упражнение 1. Прочитай.

Маленькая Катя сидела и что-то рисовала. Мама спросила:
— Катя, что ты делаешь?
— Я пишу письмо Славику.
— Но ты не умеешь писать, — сказала мама.
— А Славик не умеет читать, — ответила Катя.

Действительно ли Катя писала письмо? Сможет ли Славик «прочитать» то, что «написала» Катя?

Нет и нет.

Как ты думаешь, где записаны слова, а где нет? Почему?

дерево   дрмизпр
буква      аеуиккк
котёнок  шщллккуу

В первом столбике слова, потому что любое слово всегда имеет всем понятное звучание (или написание) и значение. Случайный набор звуков (букв) не является словом.

Упражнение 2. Прочитай.
Я учусь писать слова...
Но лучше всего
На бумажном листочке
Писать закорючки,
КрючочкиИ точки,
Чтоб эти крючочки
Росли, как трава,
И сами собой
Выходили
СЛОВА!(М. Яснов)
Действительно ли слова «выходят сами собой»? Может быть, надо знать значения слов и то, как они пишутся?

Надо знать значения слов и то, как они пишутся, то есть быть грамотным.

Быть грамотным — значит писать правильно, без ошибок. Для этого надо знать те места в слове, где можно ошибиться, и использовать правила правописания, чтобы не допустить ошибку. Например, ты пишешь слово чаща. Чтобы не ошибиться, ты вспоминаешь правило: сочетания ча — ща пишутся с бук вой а.

Упражнение 3. Прочитай.

Петя решил написать другу, как он ездил к бабушке в деревню. Как он починил ей дверь и окно... Но когда Петя писал слово окно, он начал думать, как надо писать: «акно» или «окно»? Потом он думал, как надо писать другие слова. Петя писал в этот день очень долго, даже гулять не пошёл. (М. Коршунов)
Как ты думаешь, если бы Петя написал «акно», друг понял бы его?

Друг бы мог его понять, потому что слова акно очень похоже на слово окно, так же можно понять по смыслу в предложении.

Неправильно, с ошибками написанные слова могут не помешать понять их значения. Но быть грамотным — признак культурного человека. Грамотность, как и аккуратность, вежливость, воспитанность, — это культура человека.

Упражнение 4. Спиши слова. Поставь знак ударения. Подчеркни буквы безударных гласных.

Слова́, пишу́, письмо́, чита́ть, листо́чки, трава́, котёнок.

Упражнение 5. Спиши из упражнения 1 вопрос мамы и ответ Кати.

— Катя, что ты делаешь?
— Я пишу письмо Славику.