Урок 40

Упражнение 1. Прочитай.

— А я сегодня в гости пойду. К Мишке. На день рождения.
— Ну да? — сказал папа.
— Сколько же ему стукнуло?
— Девять, — ответил я.
— Ему девять лет, папа, стукнуло. Теперь десятый год пошёл.
— Как бежит время, — вздохнула мама.(В. Драгунский)

Можно ли вопрос папы заменить таким: «Сколько же лет ему исполнилось?»

Да.

Как ты думаешь, какой вопрос можно задать при общении с ровесниками и со взрослыми — «Сколько стукнуло?» или «Сколько лет исполнилось?»

«Сколько стукнуло?» - с ровесниками, «Сколько лет исполнилось?» - со взрослыми.

Мягкий знак обозначает в словах мягкость согласного: день, соль — или является разделительным, показывая, что буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука — согласный [йʼ] и гласный.
Значок [ ] — квадратные скобки — помогает записать звуки; значок [ʼ] обозначает мягкость согласного звука: день [нʼ]. Запись звуков называется транскрипция.

Упражнение 2. Прочитай.

Что такое день рожденья?
Это музыка и пенье,
Игры, танцы,
Развлеченья,
Громкий смех
И угощенье!

Проведи звуковой анализ выделенных слов. Что ты можешь сказать о количестве звуков и букв в этих словах? Какую роль выполняет мягкий знак в этих словах?

 день         пенье
[дʼэнʼ]        [пʼенʼйэ ]
4б., 3зв.    5б., 5зв.
Мягкий знак в слове день - показатель мягкость, а в слове пенье - разделительный.

Упражнение 3. Назови предметы на картинках. Запиши транскрипцию этих слов. Сделай буквенную запись.
Образец: [вʼ`ишнʼа] — вишня

 [лʼимон] —  лимон, [вʼишнʼа] — вишня, [торт] —  торт.

Упражнение 4. Прочитай. Вспомни порядок действий при списывании. Спиши первое предложение

На столе печенье, конфеты, фрукты и десерт. В центре стола стоит торт. Маша разливает гостям душистый чай.

На столе печенье, конфеты, фрукты и десерт. 

Упражнение 5. Прочитай предложения.

Сколько лет ему стукнуло? Весло стукнуло о борт лодки.
Как бежит время! Оленёнок бежит по тропинке.

Одинаково ли значение выделенных слов?

Разное.

У слова может быть несколько значений. Понять, в каком значении употреблено слово, можно только в тексте.