Урок 5

Упражнение 1. Прочитай.
Я с братишкой не шучу,
Уму-разуму учу:
«Сделай, сбегай, принеси,
Убери и унеси!»
Прихожу я раз домой,
Попугай бормочет мой:
«Сделай, сбегай, принеси,
Убери и унеси!»
Голос в точности, как мой,
Но противный он и злой.
Растерялся я, ребята,
Призадумавшись стою.
Неужели же я с братом
Так противно говорю?
И с тех пор я присмирел
И к братишке подобрел:
Говорю ему «пожалуйста»!
Как теперь звучат просьбы старшего брата?

Просьбы теперь звучат вежливо.

Упражнение 2. Рассмотри рисунки.
Воспроизведи разговор между учителем и девочкой. Используй слова-подсказки на странице 18.
Слова-подсказки. Разрешите, пожалуйста, ... . Спасибо. Простите, можно войти? Постарайся, пожалуйста, ... . Извините, пожалуйста, ... .

- Здравствуйте. Простите, можно войти? Разрешите, пожалуйста, сесть на свое место.
- Постарайся, пожалуйста, больше не опаздывать.
- Извините, пожалуйста, это больше не повторится.

Упражнение 3. Догадайся, какие знаки нужно поставить в конце предложений.
— Кто компот пролил
— Мы не проливали
— Кто графин разбил
— Мы не разбивали
Компот сам пролился,
графин сам разбился (Б. Заходер)

Правду ли сказали дети? Как им нужно было поступить? Какие вежливые слова сказать?

Дети сказали неправду. Им нужно было сознаться в шалостях и извиниться.

Спиши. Не забывай ставить знаки в конце предложений.

— Кто компот пролил?
— Мы не проливали.
— Кто графин разбил? 
— Мы не разбивали. 
Компот сам пролился, 
графин сам разбился.
(Б. Заходер)

Упражнение 4. Устно закончи предложения. Обрати внимание на вопросы.
Пролили компот (кто?) ... .
Дети разбили (что?) ... .
Слова-подсказки: компот, стакан, графин, мама, братья, сёстры, дети.

Пролили компот (кто?) дети.
Дети разбили (что?) графин.

Запиши слова, которые отвечают на вопрос «кто?».

Мама, братья, сёстры, дети.

Упражнение 5. Найди слова, которые отве-чают на вопрос «что?». Запиши их в тетрадь.книга, лошадь, медвежонок, дверь, го-лос, ласточка, тетрадь, шмель, щука, окно