Урок 43

Упражнение 1. Прочитай. Подумай, почему в афише так много восклицательных знаков.

Чтобы на неё обратили внимание.

Правильно ли Буратино обратился к продавцу билетов? А как ты попросишь в кассе билеты в театр?

Около входа стояла большая толпа — мальчики и девочки, солдаты, продавцы лимонада, пожарные, почтальоны — все, все читали большую афишу:
У Буратино даже похолодел нос — так ему хотелось попасть в театр.
Буратино подбежал к полной улыбающейся тёте и пропищал:
— Послушайте, дайте мне в первом ряду билет на единственное представление кукольного театра.(А. Н. Толстой)

Нужно обратиться вежливо, поздороваться, сказать "пожалуйста, дайте мне билет".

Приходилось ли тебе бывать в театре? Что тебе понравилось? Расскажи об этом одноклассникам. А как ты объяснишь, чем спектакль в театре отличается от кинофильма?

Я бывал в кукольном театре. Мне понравились куклы. Такое впечатление, что они живые. Спектакль отличается от фильма большей эмоциональностью, ощущением собственного участия в событиях.

Упражнение 2. Прочитай.
— Здравствуйте! Помогите нам, пожалуйста, найти наши места в зале.
— Конечно, ребята. Покажите ваши билеты. У вас места в партере, а у вас — в бельэтаже.
— Но мы не знаем, что такое «партер» и «бельэтаж».
— Я вас провожу и объясню, почему эти места так называются.
— Большое спасибо.
Как ты думаешь, теперь ребята узнали, что такое партер и бельэтаж? А как ещё можно узнать значение неизвестных слов? Вот что ответили ученики.
Тоня: Если не знаешь значение слова, нужно всегда спрашивать у взрослых.
Марина: Я знаю, что есть специальные книги, в которых написаны значения слов. Их называют словари. У нас дома есть такой словарь.

Если неизвестно значение слова, нужно попросить взрослых объяснить, что оно значит. Также значения слов объясняются в толковом словаре. Об этом ты подробно узнаешь во 2 классе. А сейчас прочитай, как объясняются значения слов в толковом словаре.

Партер — нижний этаж зрительного зала с местами для публики.
Бельэтаж — балкон над партером.

Упражнение 3. Ира побывала в театре и решила написать письмо подруге. В черновике письма она ставила знаки вопроса в тех местах, где сомневалась в правильности написания слов. Прочитай начало письма.

Дорогая Любоч(?)ка!Вчера я была в театре. Там было сказоч(?)но красиво. Над сценой висел чудесный занавес. На нём был нарисован солнеч(?)ный день. Когда занавес открылся, мы увидели реч(?)ку, на берегу реки — ёлоч(?)ку. Под ёлоч(?)кой сидели белоч(?)ка и лисич(?)ка.

Прочитай, как нужно рассуждать, когда в слове встречается такое «опасное» для письма место. Сделай вывод и помоги Ире правильно написать слова.
1. Место возможной ошибки — обозначение буквами сочетания звуков [ч’к], [ч’н]: Любоч(?)ка, сказоч(?)но, солнеч(?)ный, реч(?)ка. Писать или не писать ь?
2. Звук [ч’] — мягкий непарный. Значит, обозначать его мягкость не нужно.
3. Сочетания букв чк, чн пишут-ся … .Сочетания чк, чн пишутся без ь, потому что звук [ч’] мягкий, не имеет твёрдой пары. Работать с этим правилом ты будешь во 2 классе.

 Дорогая Любочка!
Вчера я была в театре. Там было сказочно красиво. Над сценой висел чудесный занавес. На нём был нарисован солнечный день. Когда занавес открылся, мы увидели речку, на берегу реки — ёлочку. Под ёлочкой сидели белочка и лисичка. 

Упражнение 4. Из письма Иры (упражнение 3) выпиши слова с сочетаниями чк и чн без вопросительных знаков. При работе опирайся на образец рассуждения.

Любочка, сказочно, солнечный день, речку, ёлочку, под ёлочкой, белочка, лисичка.

Упражнение 5. Запиши слова в два столбика: 1) с первым звуком — твёрдым согласным; 2) с первым звуком — мягким согласным.

чудо, билет, жизнь, час, чёрные, цель, шёл, цирк, жёлтый, театр, ёлочка

жизнь      чудо        
жёлтый    билет     
шёл         час
цель        чёрные
цирк        театр
                ёлочка

Упражнение 6. Прочитай. Спиши.

Каких только театров нет на свете! Театр дарит огромную радость. Он учит и воспитывает человека.