Урок 27

Упражнение 1. Прочитай два детских рас-сказа, записанных писателем М. Харитоновым.

1. Я такую чудесную щуку вчера вытащил! Большущую! Чуть меньше этой машины! Она хвостом махнула, меня с ног сшибла и назад в реку прыгнула. Ещё счастье, что с собой ме-ня не потянула. Я часто таких ловлю!
2. У нас в деревне был такой сильный дождь, что я в нём плавала. А Мишка говорит: враньё, ты плавать-то не умеешь. А я говорю: умею, и по-всякому, даже кроликом. А Сашка стал смеяться, что кроликом.

Происходило ли с ребятами на самом деле то, о чём они рассказали? А тебе приходилось сочинять что-нибудь похожее?

Ребята фантазируют. Я тоже люблю фантазировать.

В устной и письменной речи (например, в книгах) часто встречаются вымышленные (придуманные) истории о том, чего нет или не бывает на самом деле. Эти рассказы называют вымыслом или фантазией. Они создаются с целью удивить или развеселить кого-то, представить прошлое или будущее.

Упражнение 2. Что в рассказе девочки рассмешило Сашу? Можно ли «плавать кроликом»? Прочитай определения из словаря и исправь ошибку. Кролик — небольшой родственный зайцу зверёк. Кроль — стиль плавания, при котором полусогнутые руки поочерёдно выбрасываются вперёд.

Плавать кролем.

Ты уже знаешь, что сходные по звучанию слова используются в юмо-ристических стихах, в языковой игре. Но иногда можно допустить смысловую ошибку в употреблении сходных по звучанию слов. Исполь-зуй в своей речи только такие слова, значения которых тебе точ-но известны.

Упражнение 3. Прочитай. Какую ошибку допустила девочка? Исправь выражение и запиши его.

Девочка жмурится на солнышке и говорит:
— А мне солнечный кролик в глаз попал!

— А мне солнечный зайчик в глаз попал!

Упражнение 4. Продолжи предложения, используя сочетания слов из рубрики «Тайны языка». Спиши.

Сегодня Петю разбудил не папа, а ... .
Наш поезд прибывает ... .
Снега в этом году ... .

Сегодня Петю разбудил не папа, а солнечный зайчик.
Наш поезд прибывает с минуты на минуту.
Снега в этом году кот наплакал.

Упражнение 5. Найди в упражнении 1 и запиши в тетради слова: 1) с сочетаниями жи — ши; 2) с сочетаниями ча — ща; 3) с сочетаниями чу — щу.

1) Машины, сшибла.
2) Счастье.
3) Чудесную, щуку, большущую, чуть.