Урок 34

Упражнение 1. Прочитай.

У нас жила собака Дымка. Когда я смотрел на Дымку, я удивлялся, что у неё такие красивые глаза. Жёлтые-жёлтые и очень понятливые. Я давал Дымке сахара, и она всегда виляла мне хвостом.
                                             (В. Драгунский)

Как мальчик общается со своей собакой? Почему он называет её глаза «понятливые»?

Он смотрит ей в глаза и ему кажется, что собака все понимает, поэтому он называет её глаза «понятливые». Она благодарно виляет хвостом, когда мальчик даёт ей угощение.

А знаешь ли ты, почему собака виляет хвостом?

Собака виляет хвостом, чтобы выразить свое дружеское расположение.

Какие ещё сигналы животных тебе известны? 

Рычанье, мяуканье.

Когда, например, собака рычит, кошка мурлычет, собака поджимает хвост, кошка поднимает шерсть дыбом?

Собака рычит, когда недовольна. Кошка мурлычет, когда довольна. Собака поджимает хвост, когда боится. Кошка поднимает шерсть дыбом, когда злится.

Упражнение 2. Прочитай. Обсуди с одноклассниками, почему мальчик переживает. Как ты понимаешь слово, которым озаглавлено стихотворение?

          Совесть
Я кошку выставил за дверь,
Сказал, что не впущу.
Весь день ищу её теперь,
Везде её ищу.
Из-за неё
Вторую ночь
Всё повторяется
Точь-в-точь,
Во сне, как наяву:
Я прогоняю кошку прочь,
Я прогоняю кошку прочь,
Потом опять зову.
                  (А. Барто)

Мальчика мучает совесть за то, что он прогнал кошку. Совесть - это чувство, возникающее тогда, когда человек сделал что-то не совсем хорошее и хочет исправить ситуацию.

Упражнение 3. Запиши выделенные в стихотворении слова в том порядке, в котором даны звуковые модели.

день, её, дверь

Упражнение 4. Спиши. В скобках записывай нужный вопрос.

( ? ) собака ( ? ) жила
( ? ) Дымка ( ? ) виляла
( ? ) мальчик ( ? ) спросил
( ? ) бабушка ( ? ) сказала

(кто?) собака      (что делала?) жила
(кто?) Дымка      (что делала?) виляла
(кто?) мальчик    (что сделал?) спросил
(кто?) бабушка   (что сделала?) сказала

Упражнение 5. Прочитай. Выпиши клички.

Я учу котёнка
Мой котёнок — черноушка.
Назову его — Чернушка.
Мой котёнок — рыжеспинка.
Назову его — Рыжинка.
Белый хвостик как кудряшка.
Назову его — Беляшка.
Мой котёнок отзывается,
Мой котёнок так старается,
Имя учит —
И мяучит!
           (М. Яснов)

Чернушка, Рыжинка, Беляшка.

Упражнение 6. Спиши, вставляя буквы.

1) спеш...ть, смеш...ть, ж...ть, ш...ть
2) ч...до, ч...щ..., рощ..., ч...йник
3) пуш...стый, душ...стый, ч...десный

На какой вопрос отвечают слова в каждой группе?

1) спешить, смешить, жить, шить - что делать?
2) чудо, чаща, роща, чайник - что?
3) пушистый, душистый, чудесный - какой?