Урок 44

Прочитай рассказ мальчика.

Вчера мы были в театре. Какой же костюм был у клоуна!
Колпак — весь в серебряных звёздах! Штаны — все в клетку, как будто шахматы. И ещё куртка в красных кругах. Хоть сейчас прямо в цирк выступать! (По В. Голявкину)

Как ты думаешь, понравился ли ему костюм клоуна?

Да, мальчик восхищался костюмом.

Прочитай текст выразительно. Что помогает тебе передать восторг мальчика от костюма клоуна?  А как это показано на письме?

Восклицательные знаки.

А теперь прочитай текст так, как будто мальчику не понравился костюм клоуна. Предложения и знаки препинания остались те же, но все, кто слушает, понимают, что костюм очень плохой. Как ты думаешь, почему?

Нужно прочитать с разочарованной интонацией.

Упражнение 1. В описании костюма клоуна встретилось слово звёзды. Объясни значение этого слова. А теперь прочитай разговор.

— Подай мне звезду, — говорит Катя.
— Как же я её подам, если она на небе? — отвечает Ксюша.

О какой звезде говорит Катя? О какой — Ксюша? Почему девочки не поняли друг друга?

Катя говорит о звезде - украшении, а Ксюша - о небесном теле.

Упражнение 2. Выпиши из описания костюма клоуна предложение про колпак. Почему в конце предложения стоит восклицательный знак?

Колпак — весь в серебряных звёздах!
Восклицательный знак передает интонацию восхищения.

Упражнение 3. Спиши слова, разделив их для переноса.

костюм, клоун, колпак, звёзды, шахматы

 кос-тюм, кло-ун, кол-пак, звёз-ды, шах-ма-ты

Обозначают ли буквы ё, ю в выделенных словах два звука? А что они обозначают?

Нет, они обозначают звуки [о], [у].

Упражнение 4. Прочитай разговор.

— Дай мне, пожалуйста, прыгалки.
— Какие же это прыгалки? Это скакалка.
— Вы обе не правы. Это не скакалка, не прыгалки, а верёвочка.

Можно ли утверждать, что девочки имеют в виду один и тот же предмет, который можно назвать по-разному?

Да, это одно и то же. Такие слова называются синонимы.

В русском языке есть слова, близкие по значению. Например, словами скакалка, прыгалки, верёвочка называют одно и то же. Почему так происходит? Для одних верёвочка, через которую скачут, — это скакалка, для других это прыгалки, потому что через них прыгают, для третьих — просто верёвочка, с которой можно играть. С такими словами ты познакомишься во 2 классе.

Упражнение 5. О чём предупреждает такая запись: верёвочка? Запиши слово и подчеркни «ошибкоопасное» место.

верёвочка

Упражнение 6. Прочитай. Устно заполни пропуски, выбирая и изменяя как нужно слова-подсказки.

На спектакле в кукольном театре было очень весело, и мы все громко смеялись. Вова Бутузов … так, что соседи на него зашикали. Он долго сдерживался, но потом как … . Только Настя, как всегда, была серьёзная и лишь изредка тихо … .(И. Ильинская)
Слова-подсказки: засмеяться, захихикать, захохотать, хихикать, хохотать. Спиши первое предложение.

    На спектакле в кукольном театре было очень весело, и мы все громко смеялись. Вова Бутузов хохотал так, что соседи на него зашикали. Он долго сдерживался, но потом как засмеялся. Только Настя, как всегда, была серьёзная и лишь изредка тихо хихикала.