Ответы к страницам 65-66. Поход в «Музейный дом». В. Васнецов «Богатыри»

? с. 65
Виктор Васнецов. Богатыри

Найди в «Музейном Доме» репродукцию картины Виктора Васнецова «Богатыри».
Выдели с помощью рамки Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича.
Кто из богатырей воплощает спокойную уверенность и силу? Кто — воинственность и решительность? А кто — предусмотрительность и осторожность? Соответствуют ли кони богатырей характерам своих хозяев?
Пейзаж, который окружает богатырей, подчёркивает их сказочную природу или человеческую?

Ответ:

Все три богатыря (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович) в реальности были воинами киевского князя Владимира Красное Солнышко. В центре картины Васнецова — Илья Муромец, самый молодой — Алёша Попович. Богатыри спокойны, расслаблены, смотрят в разные стороны или ведут беседу друг с другом, шутят, смеются? Нет. Илья Муромец, вглядываясь вдаль, держит копьё наперевес. В другой руке у него тяжелая булава. Добрыня Никитич вытаскивает из ножен меч и держит наготове щит, а Алёша Попович держит лук и стрелу. За спинами у Ильи и Алёши — щиты. Все трое, а также их кони смотрят в одном направлении: вероятно, они увидели врага и готовятся к бою.

Кто из воинов выглядит самым настороженным, суровым? Это Добрыня Никитич. Прежде чем ответить на вопрос, кто из богатырей воплощает спокойную уверенность и силу, кто — воинственность и решительность, а кто — предусмотрительность и осторожность, внимательно рассмотрите лица воинов на овальных фрагментах справа от репродукции. Лицо Ильи открытое, уверенное. Он ждёт врага со спокойным достоинством. Он единственный, кто не держит ноги в стременах, а это значит, что Илья собирается дождаться врага на месте, а не бросаться вперёд, и конечно не повернуть назад. Именно Илья Муромец воплощает спокойную уверенность и силу. Добрыня Никитич насторожен, его взгляд суров. Он с нетерпением ожидает начала битвы. Про Добрыню можно сказать, что он воинственный и решительный. Алёша Попович смотрит вдаль с некоторым сомнением, он словно отодвинулся от Ильи и Добрыни; вероятно, он считает, что сейчас необходим не открытый бой, а какая-нибудь военная хитрость. Пожалуй, его можно считать предусмотрительным и осторожным.

Характер каждого из богатырей находит своё продолжение в характере коня, на котором богатырь сидит. Конь Добрыни замер, вскинув голову; кажется, что он готов в любой момент броситься вперёд. Его развевающаяся грива, вздёрнутая морда и звериный оскал говорят о том, что конь быстрый, сильный и непокорный. Под Ильёй спокойный и надежный «Бурушка косматенький». Сравните его с другими конями: он самый сильный, ноги его значительно толще, шея — мощнее, чем у других коней. В то же время конь Ильи косит глазом, возможно, что его что-то насторожило. Алёша Попович сидит на обыкновенном рыжем коне, который тише воды, ниже травы: он опустил голову вниз и готов подчиниться хозяину.

Теперь внимательно рассмотрите окружающий богатырей пейзаж. Он такой же сказочный, как и лес в картине Михаила Врубеля «Богатырь»? Нет, это обычный степной пейзаж: полевые цветы и травы, низенькие степные ёлочки, невысокие холмы. Этот пейзаж подчёркивает, что перед нами не сказочные герои, а воины, существующие в обычном земном измерении. Их экипировка, позы, пейзаж за спиной свидетельствуют о том, что они — пограничный дозор, застава, что они призваны защищать родную землю.

? с. 65 — 66

Ответ:

Сергей Александрович рассказывает о двух предполагаемых циклах былин — киевском и новгородском. К его высказываниям можно добавить, что если Киев был оплотом военной силы, княжеской власти, то и былины киевского цикла воспевают мужественных воинов, рассказывают о исторических событиях при княжеском дворе Владимира Красное Солнышко. Былины киевского цикла создавались не простым народом, а княжескими дружинниками, поэтому в них много подробных и достоверных описаний воинского снаряжения, ратных подвигов, упоминается множество исторических мест. Народ лишь передавал эти былины из уст в уста.

Древний Новгород славился торговыми людьми, купцами, которые в храбрости и отваге не уступали прославленным воинам-богатырям. Главным «князем» Древнего Новгорода было народное собрание — вече, которое и принимало все решения о судьбе княжества; князя новгородцы приглашали лишь для ведения военных действий. Поэтому новгородские былины рассказывают большей частью о похождениях купцов, крестьян, музыкантов.