Ответы к страницам 173 — 176. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.
ОТВЕТЫ на олимпиадные задания

? с. 173

Главные идеи ответов:

               1

В архитектуре «атлантами» называют колонны в виде мужских фигур, которые поддерживают перекрытия здания или балкона.
1. Почему колонны подобного вида называют именно так? На какой странице учебника находится текст, который может подсказать ответ на этот вопрос?

Ответ:

Колонны подобного вида названы в честь исполина Атланта, которого Персей обратил в камень с помощью головы горгоны Медузы и на плечах которого, по греческому сказанию, с тех пор покоится небо со всеми звёздами. Ответ можно найти на с. 15–16.

2. В каком городе находится это здание с атлантами? Какой информацией в учебнике можно воспользоваться, чтобы ответить на этот вопрос?

Ответ:

Здание с атлантами находится в Санкт-Петербурге. На с. 24 помещена фотография древнеегипетского сфинкса, на которой на другом берегу Невы виден Исаакиевский собор. Он виден также и на фотографии здания с атлантами.

             2

Писатель Леонид Андреев был знаком с известным московским парикмахером Иваном Андреевым — однофамильцем, а не родственником великого писателя. Парикмахер рассказывал писателю о своем детстве, и эти воспоминания легли в основу рассказа «Петька на даче».
О парикмахере Андрееве известно, что он дожил до глубокой старости и в течение многих лет радовал людей, делая им необыкновенно красивые причёски. Был удостоен многих наград за своё искусство парикмахера не только в России, но и за рубежом.
Подтверди, что у литературного героя — Петьки есть задатки того таланта (умение чувствовать красоту), который воплотил в своей жизни реальный человек — парикмахер Иван Андреев.

Ответ:

То, что у литературного героя — Петьки есть способность чувствовать красоту и талант наблюдения, необходимый любому творческому человеку, становится понятно, когда Петька наблюдает мир из окна поезда и когда он попадает на дачу. Там, на даче, на Петьку обрушивается огромный новый мир — мир природы, в котором мальчик всё воспринимал как «живое, чувствующее и имеющее волю». Можно привести цитату из текста, показывающую, как Петька воспринимал мир природы: лес, «покойно шумел над его головой и был тёмный, задумчивый и такой страшный в своей бесконечности. Полянки, светлые, зелёные и весёлые, он любил и хотел бы приласкать их, как сестёр, а тёмно-синее небо звало его к себе и смеялось, как мать».
Обладая необыкновенной впечатлительностью, Петька всматривается в окружающий мир, прислушивается к миру природы и к собственным ощущениям, наслаждается своими открытиями, старается раствориться в каждом новом впечатлении. («Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская».)
Петька глубокий и даже одарённый мальчик. Он наделён настоящим даром поэтического восприятия мира, способностью воображения, умением растворяться в мире природы и наслаждаться своим единением с ней, поэтому можно поверить в то, что в будущем Петька станет таким же знаменитым и талантливым мастером своего дела, как Иван Андреев.

            3

Найди в рассказе Владимира Набокова «Обида» фрагмент, в котором старушка-француженка обнаруживает Путю и уводит
его в дальнюю комнату.
Этот фрагмент начинается словами: «Меньше всего на веранде было простых белых стёкол» и заканчивается словами: «Путя, крадучись, посмотрел сквозь белое стекло. На скамейке лежала зелёная палочка».
Постарайся доказать, что этот отрывок текста написан по законам волшебной сказки (есть и герой, и представитель волшебного мира, и всё остальное, что положено).

Ответ:

Важно, чтобы вы, выполняя это задание, вспомнили основные законы построения волшебной сказки. Путю можно сравнить с героем волшебной сказки уже потому, что он не такой, как остальные дети: он наблюдательный, задумчивый, очень вежливый, любит быть один, а не в шумной компании детей; ребята его не принимают и считают «ломакой». Путя как герой волшебной сказки попадает в «волшебный мир» дальних комнат, заполненных странными вещами. А представителем этого «волшебного» мира является старушка-француженка (в России она чужая — иностранка). Путя, преодолев все препятствия и соблюдая необходимую осторожность, смог вернуться туда, откуда началось его путешествие в «другой», «волшебный» мир — он вернулся на веранду. Уже сам взгляд Пути в сад через цветные стёклышки веранды превращает обычный мир в чудесный, волшебный.
Интересно, что в начале отрывка, когда Путя еще только попадает в волшебный мир, всё ему кажется необычным, потому что он смотрит через цветные стёкла веранды («Меньше всего на веранде было простых белых стекол. Ярко-жёлтый Яков Семёнович встал с золотой скамейки…»; «Изумрудный Яков Семёнович стоял, подбоченясь, на бледно-зелёном песке и смотрел сразу по всем направлениям»). А в конце отрывка происходит как бы возвращение в обыкновенную реальность: Путя смотрит на мир сквозь обычное белое стекло («Путя, крадучись, посмотрел сквозь белое стекло. На скамейке лежала зелёная палочка»).
В начале и в конце предложенного отрывка упоминается палочка-стукалочка, необходимая детям для игры: «… Яков Семёнович встал с золотой скамейки и застучал по ней палочкой» и «На скамейке лежала зелёная палочка». Она ассоциируется с волшебной палочкой, то есть с волшебным предметом, от которого зависит судьба героя сказки.

             4

Рассмотри изображение на папирусе.
1. Это боги Древней Греции или Древнего Египта?

Ответ:

Это боги Древнего Египта.

2. Кто находится за спиной бога Осириса?

Ответ:

За спиной бога Осириса находятся его сестры Исида и Нефтида, богини дня и ночи.

3. Какая композиция получится, если три фигуры, изображённые в профиль, развернуть лицом к зрителю? Что означает такая композиция?

Ответ:

Если такую композицию развернуть к зрителю, получится троица (трехчастная композиция), которая у большинства древних народов означала красоту и порядок в земном мире.

4. Найди и назови животных — представителей разных миров. Что означает число животных Нижнего мира? В каком русском фольклорном тексте тебе встретилось это же волшебное число?

Ответ:

Двенадцать змеев — представители Нижнего мира, птица сокол — представитель Верхнего мира.
Это волшебное число означает двенадцать месяцев в году, столько же знаков Зодиака, столько же учеников Христа. В русской сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» мы наблюдаем двенадцать сестриц-голубиц.

         5

Подлинники каких картин из «Музейного Дома» можно увидеть в музее, если приехать в Москву? В Санкт-Петербург? В Тюмень? В Архангельск?

Ответ:

В Москве, а конкретно в Государственной Третьяковской галерее можно увидеть:
1. И . Фирсов «Юный живописец».
2. И . Левитан «Тихая обитель».
3. В . Васнецов «Богатыри».
4. Н . Богданов-Бельский «Дети за пианино».
5. Н . Рерих «Заморские гости».
6. С . Лучишкин «Шар улетел».

В Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее, можно увидеть:
1. «Чудо Георгия о змие» (икона).
2. Дионисий «Христос спускается в ад» (икона).
3. И. Левитан «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники».
4. М. Врубель «Богатырь».
5. М. Врубель «Жемчужина».

В Тюмени, в Музее изобразительных искусств, можно увидеть картину Э. Шанкс «Наём гувернантки».

          6

Уточни время создания этих памятников культуры и расположи их на Ленте времени:
а) древняя французская книга с изображением Древа Жизни;
б) древняя арабская книга с изображением дерева Вак-Вак;
в) древняя английская книга с изображением Древа Жизни;
г) древнеегипетская настенная роспись с изображением бога Хнему;
д) древнерусская икона «Христос спускается в ад».
Нарисуй Ленту времени на листе бумаги и поставь в кружках нужные буквы.

Ответ:

Правильно разместить древние памятники культуры на Ленте времени нужно следующим образом: г) древнеегипетская роспись, создана 3000 лет назад; в) древняя английская книга, 1000 лет назад; а) древняя французская книга, 800 лет назад; б) древняя арабская книга с изображением дерева Вак-Вак (создана в XV в., то есть примерно 500 лет назад) и д) древнерусская икона «Христос спускается в ад» (создана в начале XVI в., то есть примерно 400 лет назад).

         7

Слово «смородина» происходит от древнего слова «смород» — смрад, вонь, очень резкий запах.
В каких фольклорных текстах упоминается «куст смородины» и «речка Смородина»? Объясни связь этих предметов с волшебным миром.

Ответ:

«Речка Смородина» упоминается в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (с. 57) и связана с волшебным миром, потому что там живёт Соловей-разбойник. Волшебный мир показан в былине как мир подводный и подземный одновременно: речку Смородину называют Грязью Чёрной (то есть она смрадная, вонючая, грязная). «Куст смородины» упоминается в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» (с. 47–48) и связан с волшебным миром, потому что к нему прилетают двенадцать волшебных голубиц — красных девиц.

           8

В Ярославской области ведётся строительство большого деревянного судна «Алёша Попович», похожего на древнерусские
корабли.
Почему нос этого судна будет украшать деревянная голова быка?

Ответ:

Бык был тотемным животным славян (с. 28—29). В древности люди верили, что тотем передаёт им свою силу и мощь. Поэтому деревянная голова быка, украшающая нос судна «Алёша Попович», обозначает силу и защиту, которые приобретает судно.