Ответы к страницам 110 — 111 первой части учебника за 4 класс Чуракова. И. Бунин. «Нет солнца, но светлы пруды…»
? с. 111
— В каких двух строфах выражено главное переживание поэта? — спросила Евдокия Васильевна.
Ты догадываешься, о каких строфах идёт речь?
— Я не понимаю, почему счастье — это ходить с открытой головой? Что поэт имел в виду? — решил уточнить Миша.
Ты сумеешь ответить Мише?
Ответ:
Главное переживание поэта — восторг от красоты окружающего мира и от возможности «счастьем простым дорожить» — выражено в пятой и шестой строфах.
Миша задаёт вопрос, который может возникнуть у многих ребят.
А после разъяснений Евдокии Васильевны стало понятно, почему “с открытой бродить головой” обозначает “простое счастье”? Вероятно, кто-нибудь вспомнит, как приятно пройтись с непокрытой головой ранней весной (несмотря на запрет старших), чтобы лучше почувствовать солнце, тёплый ветер, наступление весны. Можно ли назвать подобное переживание «счастьем»? Да.
Ты уже встречался в других литературных произведениях с таким представлением о счастье?
Ответ:
Подобное восприятие «простого» счастья особенно характерно для героев сказок Сергея Козлова — Ёжика, Медвежонка и их друзей. Каждому ли доступно такое ощущение «простого счастья» от красоты одной-единственной веточки, от общения с друзьями, от морозного солнечного утра в зимнюю пору и т. д. Можно вспомнить рассказы Юрия Коваля, к примеру, «Берёзовый пирожок».
— В первой строфе я вижу сразу два замечательных сравнения, — сказал Костя Погодин.
А тебе удалось их обнаружить?
— И во второй строфе два сравнения! — добавил Костя.
А ты видишь эти сравнения?
Ответ:
Костя нашёл два сравнения в первой строфе и два во второй. Первая строфа: «пруды / стоят зеркалами литыми»; «чаши недвижной воды». Вторая строфа: «капля, как шляпка гвоздя»; дождь бороздит пруд «сотнями игол». Сможете ли они отыскать те сравнения, которые Костя назвал замечательными?
Как преображает картину начавшегося дождя солнечный луч?
Какая очень красивая деталь дополняет эту картину?
Ответ:
Солнечный луч «зажёг задрожавшие блёстки» и «налил синевой» лужи, придав этой картине и цвет, и свет. Красивая деталь, дополняющая картину, — радуга в четвёртой строфе.
Удалось ли поэту описать удивительную красоту природы? Легко ли представить картину, которая произвела на поэта столь сильное впечатление? Можно ли не только увидеть пруды, деревья, радугу, но и почувствовать, как дует ветерок, как падают на лицо капли дождя? Да.
Так что же такое для автора (или его героя) настоящее богатство? Ты можешь назвать его главные жизненные ценности?
Ответ:
Поразмышляйте на эту тему. Что для поэта и героя его стихотворения является настоящим богатством? Вероятно, это природа, спокойная повседневная жизнь, «простое счастье», всякому доступное? Или это наблюдательность, тонкое чувство красоты, умение радоваться каждому прожитому мгновению? Как вы думаете, сколько лет было поэту, когда он написал это стихотворение? Такое восприятие красоты окружающего мира характерно для молодого человека или для человека, обладающего богатым жизненным опытом, многое повидавшего и пережившего? Поделитесь своими впечатлениями. Тут будет правильным любой ответ, не бойтесь рассуждать.