Глава 2. Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке — интерес к миру чувств, ГДЗ

Ответы к страницам 54 — 61. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Былина

? с. 54
— Сначала прочитайте первые три строчки былины, — сказала Евдокия Васильевна. — Старайтесь читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах. Паузы делайте там, где стоят наклонные чёрточки.
— Ну что ты, Маша, подвываешь! — рассмеялся Петя Захаров, слушая, как Маша читает отрывок из былины.
— Былины пелись, — заступилась за Машу Евдокия Васильевна. — И Маша старается это передать при чтении!

Ответ:

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» включает работу с Толковым словарём. Находим в словаре Ожегова слово заутреня. ЗАУТРЕНЯ - ранняя (на рассвете, до обедни) церковная служба у православных. Такие слова, как «пехотой», «покляпый», «сыть», «косица», объяснены в сносках внизу соответствующих страниц.
Былины читать довольно сложно, пользуйтесь советами учебника, чтобы понять прочитанное: читайте нараспев, не торопясь, делайте ударение на выделенных слогах, а паузы — в специально указанных местах.

— Именно потому что они пелись, в тексте для связки часто повторяются предлоги, — сказал Сергей Александрович.
А ты заметил(а) повтор предлогов? А повтор начала строк?
Сумеешь нараспев прочитать весь отрывок? Главное, не торопись!

Ответ:

Обратите внимание на повтор предлогов и строк («Из того ли то / из города / из Мурома, / Из того ли села / из Карачарова…») они помогают читать текст плавно, нараспев.

? с. 56
— Найдите в этом отрывке такие подробности, которых НЕ БЫВАЕТ в сказке, а именно конкретные географические названия мест.
Ты тоже выполни задание Сергея Александровича.

Ответ:

Как уже говорилось выше, былина сочетает в себе и черты сказки, и отголоски исторических событий. Главный герой, «удаленький дородный добрый молодец» Илья, обладает сверхъестественной силой и скоростью передвижения («Он стоял заутреню во Муроме, / А к обеденке поспеть хотел во Киев-град / Как подъехал он ко силушке великой, / Как он стал её конём топтать да стал копьём колоть, / А и побил он эту силу всю великую!») — это черты сказки. При этом описан реальный мир, упоминаются конкретные города: Муром, Киев, Чернигов, село Карачарово. Это черта былины.

— Жители Чернигова объяснили Илье, что на Киев есть две дороги: короткая (прямая) и длинная (в обход), — пересказал продолжение былины учёный. — Они посоветовали Илье ехать длинным путём, потому что по прямой дороге никого не пропускает Соловей-разбойник.
Как ты думаешь, послушался ли Илья этого совета? Прочитайте ещё один отрывок из былины и проверьте своё предположение.

Ответ:

Подумайте, послушался ли (и мог ли послушаться) совета жителей Чернигова Илья Муромец? Мог ли удалой былинный герой проявить трусость и поехать длинным путём, в объезд? Нет, не мог.

? с. 58
Что же случилось с природой от соловьиного посвиста? Подтверди, что в былине используется приём преувеличения. С помощью какого приёма в былине передаётся ласковое отношение к богатырю и ко всему, что с ним связано, что его окружает? Найди приметы народного юмора в том, как Илья общается со своим конём.

Ответ:

Приём преувеличения подчеркиваем ужасающую мощь Соловья-разбойника и молодецкую удаль богатыря Ильи: «Засвистал тут Соловей по-соловьему, / Закричал злодей-разбойник по-звериному: / Как все травушки-муравы заплеталися, / А лазóревы цветочки осыпалися, / Тёмны лесушки к земле все приклонялися…». Подумайте, с какой целью в былине используется этот приём. Вспомните, что былины — это героические песни. С помощью приёма преувеличения подчёркивалась смелость и доброта положительных героев, особая сложность испытаний и преград, которые им пришлось преодолевать, а также зловещая сила отрицательных героев.

Илья Муромец в былине ласково назван «старым казаком»; руки у него «белые»; вещи, принадлежащие богатырю, упоминаются с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «А как старый-то казак да Илья Муромец / Берёт плеточку шелкóвую в белу руку… / Он берёт-то свой тугой лук разрывчатый, / Во свои берёт во белы он во ручушки, / Он тетивочку шёлковую натягивал, / И он стрелочку калёную накладывал…».

Илья ругает коня за то, что тот начал спотыкаться и отступать от ужасного свиста Соловья-разбойника: «Ах ты, волчья сыть, травяной мешок! / Что же ты об кочки, собака, спотыкаешься? / Не слыхал ты что ли пóсвисту соловьего, / Не слыхал ты что ли пóкрику звериного, / Не видал ли ты ударов богатырских?». Как вы считаете: по-настоящему ли разозлился на коня богатырь, или подобным образом он подбадривает, подзадоривает и коня, и себя? В самом ли деле Илья желает коню зла, хочет побить его? В древние времена лошади были больше чем средством передвижения: они были преданными друзьями, спасителями своих хозяев-воинов; зачастую от быстроты и выносливости коня зависела жизнь и свобода воина. Хороший хозяин сначала всегда поил коня, а уже затем пил сам; на ночлег прежде устраивал коня и т. д. Значит богатырь не бранится, а таким образом подзуживает своего коня.

Сможете ли вы обнаружить примеры народного юмора? «Что же ты об кочки, собака, спотыкаешься? / Не слыхал ты что ли пóсвисту соловьего, / Не слыхал ты что ли пóкрику звериного…» Богатырь издевается над Соловьём-разбойником, говорит, что нет ничего особенного в его кошмарном свисте. «Не видал ли ты ударов богатырских?» — так Илья намекает, что его кнут гораздо страшнее любого разбойничьего свиста.

Прочитай несколько раз выделенное цветом четверостишие: постарайся передать напевность былины. К повтору какой части речи прибегает рассказчик?

Ответ:

Прочитайте строки, маркированные жёлтым цветом. Легко ли удаётся передать плавность, певучесть былинного сказа? Без повторяющихся предлогов и частиц «ко», «да», «ли» было бы так же легко прочитать эти строки нараспев, словно песню? «Подъезжает он ко речке ко Смородине, / А ко той ли он ко Грязи да ко Чёрной, / А ко той ли ко берёзе да покляпой, / К тому славному кресту ко Леванидову».

? с. 61
Подтверди, что Соловей-разбойник в былине — это и человек-пленник, и одновременно чудо-юдо — получеловек-полуптица.

Ответ:

Соловей-разбойник связан по рукам-ногам, следовательно, у него есть и руки, и ноги — это человек-пленник. Ведёт себя разбойник вполне достойно: княжеских приказов не слушается («Не ты меня с бою брал, не тебе мне приказывать»), а подчиняется лишь Илье. Богатырь Илья обращается к нему, несмотря на то, что он враг, уважительно, по имени-отчеству: Соловей Рахманович — имя вполне человеческое. Соловей ест и пьёт то же, что и богатыри на пиру у князя Владимира: «сладкое вино, пиво горькое, мёд хмельной да калач крупитчатый». В то же время Соловей-разбойник — сказочный персонаж, чудо-юдо с чертами птицы, потому что он умеет «свистеть по-соловьиному, рычать по-звериному». Обратите внимание, ребята, на те строки, в которых Илья Муромец пленил разбойника и везёт его с собой в Киев: «Мимо гнёздышка повёз да соловьиного…». Таким образом, Соловей-разбойник одновременно и человек-пленник, и чудо-юдо — получеловек-полуптица.

Как в былине показано превосходство Ильи Муромца над дружинниками князя Владимира и над самим князем?

Ответ:

Чтобы ответить на этот вопрос, надо найти в тексте, как ведут себя дружинники.  Алёша Попович ведёт себя высокомерно, надменно; не выслушав, в чём дело, обзывает Илью деревенщиной, нахалом и лжецом, требует, чтобы того прогнали из дворца. А сам князь Владимир? Князь прячется от соловьиного свиста за «крестьянским кафтаном» Ильи; увидев разрушительные последствия свиста, не может достойно наказать разбойника: «Сам князь Владимир еле живой стоит, шатается, у Ильи под кафтаном прячется». Уважения он не вызывает, даже Соловей-разбойник не слушается князя («Не ты меня с бою брал, не тебе мне приказывать»).

Теперь посмотрите, как ведёт себя Илья Муромец. Бранится ли он с Алёшей Поповичем? Нет, Илья его не замечает. Илья Муромец ведёт себя спокойно, почтительно по отношению к князю Владимиру и княгине Апраксии, но с достоинством: поклонившись, разговаривает лишь с князем. Илья приказывает не только Соловью-разбойнику, не только княжеским слугам («Дайте Соловью чару сладкого вина в полтора ведра» и т. п.), он указывает и князю, как нужно поступать.

— Так какой же он, былинный герой? — спросила Евдокия Васильевна. — Должен ли он, как сказочный герой, выходить из дома и встречаться с опасностями? Отличается ли он силой и храбростью? А как он побеждает врага: сам или с помощью волшебных предметов и помощников?
Ты можешь ответить на эти вопросы?

Ответ:

Вопросы Евдокии Васильевны помогают раскрыть общие черты сказочного героя и героя былин, а также найти, чем они отличаются. Как уже неоднократно говорилось, в былине сильны сказочные моменты: преувеличение, сказочные существа, приключения, но былина иносказательно повествует о реальных исторических событиях, а герои былины — исторические личности. Основное отличие былины от сказки — упоминание исторических персонажей и событий, настоящих географических мест.

Герой былины, как и герой сказки, покидает свой дом, встречается лицом к лицу с испытаниями и опасностями. Былинный герой силён и храбр, как и многие сказочные герои. Но в отличие от сказочного героя, герой былины побеждает врага не при помощи волшебных помощников, а благодаря своей храбрости и силе. Сказка рассказывает о законах общения с волшебным миром или о волшебных предках-животных и о происхождении от них человека; былина же повествует о храбрости богатырей, об их любви к своей земле, о готовности защищать родину, чего бы это им не стоило.