Ответы к странице 105. Поход в «Музейный дом». М. Врубель «Жемчужина»

? с. 105
Внимательно рассмотрите картину Михаила Врубеля «Жемчужина».

Ответ:

Что находится в центре композиции? Жемчужина. Обратите внимание, как интересно она изображена. Можно ли предположить, что жемчужина ещё растёт, словно «вбирая» в себя окружающие формы? Что изображено сверху и сбоку от жемчужины? Створки раковины. Внизу — две девы, это «душа» жемчужины. Как можно догадаться, что эти девушки — феи жемчуга? Они такие же нежные, светлолицые и изящные. Заметили ли вы украшения из жемчуга в их волосах? Да.

— Одна фея окрашивает жемчужину в голубой цвет, а другая — в розовый, — сказала Таня Перова.

Ответ:

Почему Таня считает, что одна фея окрашивает жемчужину в розовый цвет, а другая — в голубой? Одна из девушек в розовых одеяниях, другая — в голубых; и розовый, и голубой цвета видны на жемчужине.

— Мне кажется, они невесомые — покачиваются себе на волнах, — сказала Маша.
Тебе понравилось Машино наблюдение?
Возникает ли у тебя впечатление волны, которая сейчас накроет этих дев? А впечатление водной бездны в самом центре жемчужины? А разноцветной, тающей на глазах морской пены (если смотреть на прозрачные платья дев)?

Ответ:

Действительно, девушки не заперты в замкнутой раковине-жемчужнице. Если вглядеться в картину, может показаться, что морские девы спокойно плывут в океанских волнах; центр жемчужины — морская пучина. Найдите эти детали.

Можно ли сказать, что художник Врубель прибегает к приёму олицетворения?

Ответ:

Художник использует приём олицетворения: жемчужина — это и прелестные юные девушки, и морская бездна.

— И самое главное: жемчужина переливается и светится! — сказал Костя.
Ты тоже считаешь такое впечатление главным, или у тебя другое мнение?

Ответ:

Прав ли Костя? Да, такой эффект создан благодаря сочетанию белого, розового и голубого; эти цвета плавно перетекают один в другой. Видели ли вы жемчуг. Красота жемчужины создана перламутром, в котором действительно переливаются эти цвета. Правда ли, что Михаилу Врубелю удалось передать сияющую красоту перламутра? Как вы считаете, было ли для художника главным создать именно такое впечатление? Мнения могут разделиться. Вероятно, кто-то сочтёт, что главным было передать красоту фей жемчужины, плавный переход: морская бездна — феи — жемчуг и т. д.. Любое мнение будет правильным.