Ответы к страницам 126 — 127. Поход в «Музейный дом». Э. Шанкс «Наём гувернантки»
? с. 126
Эмилия Шанкс. Наём гувернантки
Найди в «Музейном Доме» картину Эмилии Шанкс «Наём гувернантки».
Ответ:
Внимательно рассмотрите картину Эмилии Шанкс «Наём гувернантки». Выясните, кто такая гувернантка (если мужчина — гувернёр) — работа с Толковым словарем. Гувернантка - воспитательница в буржуазных семьях, обычно иностранка, нанимаемая для воспитания и начального обучения детей. Толковый словарь Ушакова.
Можно ли Якова Семёновича из рассказа Набокова «Обида» назвать гувернёром? Да, можно: в тексте сказано, что Яков Семёнович — студент, воспитатель Володи и Кости Козловых. На дне рождения у Володи он присматривал за детьми, руководил их играми и возил на пикник.
? с. 127
Объясни, что происходит в комнате.
Ответ:
В комнате разговаривали хозяйка дома и гостья, девушка, пришедшая наниматься в гувернантки. В дверях стояла старенькая няня с двумя детьми (мальчиком лет шести и девочкой лет пяти), которых и должна будет обучать гувернантка.
Кто из участников события нервничает и слегка напуган?
Ответ:
Будущая гувернантка и девочка. Будущая гувернантка сидит в напряжённой позе, сложив руки на коленях. Видно, что она чувствует себя не совсем уверенно, нервничает и волнуется. Девушка смотрит на будущих воспитанников слегка испуганно. Волнение и лёгкий испуг видны также в позе и выражении лица младшей девочки. Обратите внимание на жест её рук: они сложены почти так же, как у гувернантки.
Кто смотрит дерзко и насмешливо?
Ответ:
Мальчик, старший сын. Поза и взгляд мальчика выражают независимость и высокомерие: он стоит, заложив руки за спину, склонив голову набок и смотрит на свою будущую воспитательницу с лёгкой насмешкой.
Кто — устало и снисходительно?
Ответ:
Мать. Он сидит в свободной и расслабленной позе, устало опирается на подушку, подпирая голову рукой. На гувернантку хозяйка дома смотрит без особого интереса — спокойно и снисходительно.
В чьём взгляде есть оттенок горечи и обиды?
Ответ:
Во взгляде няни. Поскольку няня воспитывала детей с самого их рождения, они остаются для неё ещё малышами, и ей теперь жаль с ними расставаться. Дети будут больше времени проводить уже не с няней, а с гувернанткой, обучаясь языкам, математике и другим предметам. Старенькой няне немного обидно, что дети выросли и она больше не нужна.
Выдели с помощью рамки горизонтальный фрагмент «Мать и еёе дети», а затем — вертикальный фрагмент «Няня с детьми». Помогают ли эти фрагменты понять, с кем дети проводят бóльшую часть времени? Предположи, уютно ли им будет с гувернанткой?
Ответ:
С помощью рамки выделите и рассмотрите сначала горизонтальный фрагмент «Мать и её дети», а затем — вертикальный фрагмент «Няня с детьми». Обратите внимание на то, как отстранены дети от матери: брат и сестра находятся близко друг к другу, но отодвинулись от своей мамы. С другой стороны, они стараются быть рядом с няней, несмотря на насмешливый вид мальчика. Это и понятно, они бóльшую часть времени находились с няней, а теперь им предстоит проводить время с гувернанткой.
Здесь можно порассуждать на тему, каково придётся детям с гувернанткой и, наоборот, гувернантке с детьми. Будет ли одинаково легко «новенькой» и с мальчиком, и с девочкой? Детям, скорее всего, будет нелегко лишиться опеки старенькой заботливой няни, сразу привыкнуть к новой воспитательнице и включиться в занятия. Из картины понятно, что девочка, скорее всего, будет послушной и старательной ученицей. Возможно, она будет даже побаиваться гувернантку. А вот мальчик, наверняка, будет вести себя более раскованно. Он более самоуверенный и своевольный, чем младшая сестра.