Ответы к страницам 103 — 104. Н. Заболоцкий. Сентябрь

? с. 104

Найди и прочитай строфу, посвящённую описанию непогоды.
— Хоть и непогода, а описано не скучно! — сказал Миша. — Все можно представить!
Ты разделяешь Мишино мнение?

Ответ:

Непогода описана в первой строфе стихотворения. Вы согласны с Мишей? Почему описание непогоды показалось Мише нескучным? Потому что для описания подобраны интересные эпитеты: «Большие горошины» дождя, «тополь взъерошенный» закрывается «изнанкой листа».

Что делает картину непогоды такой выразительной? С помощью какого приёма поэт добивается этой выразительности?

Ответ:

Поэт использует приём олицетворения: тополь под проливным дождём похож на взъерошенного человека, серебристой изнанкой листа дерево пытается укрыться от ливня, как человек, попавший под дождь без зонта, старается прикрыть голову тем, что у него под рукой. Кстати, замечали ли вы, как серебристые тополя «меняют» цвет листьев под порывами ветра?

Прочитай слова, которые служат границей между картиной непогоды и картиной золотой осени. Какое чудо преображает картину осеннего дня? С чем поэт сравнивает слой облаков? Как подчеркивает, что он очень плотный?

Ответ:

Вторая строфа — смена погоды, граница между осенней непогодой и золотой осенью: «…сквозь отверстие облака… / Первый луч, пробиваясь, летит». Слой облаков в этом стихотворении — «каменные плиты» с арками-отверстиями, их плотность создаёт «царство тумана и морока»; а чудо, вмиг преобразившее картину этого осеннего дня, — первый луч солнца, пробившийся сквозь череду облаков.

Какого цвета листики на орешине? Почему поэт не употребляет слова «жёлтый», «красный», а использует слова «золотой», «гранатовый»? Какие из этих слов передают не только цвет, но и свет? С чем (или с кем) поэт сравнивает орешину?

Ответ:

Орешник («орешина») засиял золотым и гранатовым, то есть жёлтым и тёмно-красным. Обратите внимание, что слова «золотая как огонь», «гранатовая» передают не только цвет, но и свет. Видимо, поэтому обычный человек отметит, что в конце сентября орешник стал жёлто-красным; тогда как поэт увидит, что «орешина, вспыхнув», словно девушка, «засияла» золотым, как огонь, и гранатовым. А если бы не было дождя, смогли бы деревья столь ярко засиять в лучах солнца? Нет, это все благодаря мокрой поверхности, которая хорошо отражает солнечные лучи.

— Перечитайте две последние строфы, — сказала Евдокия Васильевна. — Что же должен нарисовать живописец: деревце (орешину), похожее на девушку, или девушку, похожую на деревце?
Как ты ответишь на этот вопрос?

Ответ:

Казалось бы, поэт просит нарисовать девушку, которая должна быть стройной, как деревце-орешина, и зыбкой — то ли царевна в венце, то ли орешина с гранатово-золотой кроной; лицо девушки заплакано, потому что совсем недавно прошёл дождь, и деревья в лесу осыпались «большими горошинами».

— Художник должен нарисовать такую… девушку-деревце, — сказал Костя.

Ответ:

Согласны ли вы с мнением Кости, или представляете «молодую царевну» иной?